18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Царскосельский Зубовский флигель оживает

Фрагмент Купольного зала. Фото: Евгений Ворошилов
Фрагмент Купольного зала.
Фото: Евгений Ворошилов

Музей-заповедник «Царское Село» представил очередной этап реставрации и воссоздания интерьеров восьми залов Екатерининского дворца

Реставраторы приступили к работам по возвращению интерьерам личных покоев Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца прежнего облика. Сейчас при поддержке ПАО «Газпром» специалисты воссоздают утраченную отделку Китайского и Купольного залов, Синего, Серебряного и Зеркального кабинетов, Опочивальни, Рафаэлевской и Туалетной комнат.

Начало работ было анонсировано больше трех лет назад: тогда специалисты музея-заповедника планировали завершить работы в течение пяти лет.

Две года пандемии и геополитическая обстановка последнего времени внесли свои коррективы в эти планы, но реставраторы за эти годы уже выполнили значительную часть отделочных работ.

«Это для нас знаковая работа, ведь более 80 лет эти комнаты и залы были полностью разрушены, а декоративная отделка либо разбита, либо разграблена, — рассказала Наталья Кудрявцева, заместитель директора «Царского Села» по реставрации. — Только благодаря участию „Газпрома“ нам удалось приступить к работе, сейчас уже большая часть элементов декоративного оформления комнат готова, и мы приступили к их монтажу».

Для всех интерьеров были изготовлены более десяти тысяч декоративных золоченых металлических деталей. Фото: Евгений Ворошилов
Для всех интерьеров были изготовлены более десяти тысяч декоративных золоченых металлических деталей.
Фото: Евгений Ворошилов

Флигель, названный именем одного из фаворитов императрицы, был пристроен к Екатерининскому дворцу в последние годы XVIII века по проекту Юрия Фельтена. Оформлением помещений второго этажа занимались Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги. В середине XIX века часть Зубовского флигеля перестроили по проекту Ипполита Монигетти. До начала Великой Отечественной войны интерьеры сохранялись в своем подлинном виде, но война их практически уничтожила. Часть декора погибла при обстрелах и в пожаре, часть была вывезена оккупантами, небольшое количество сохранившихся фрагментов отделки было передано в фонды музея. Только в начале 2000-х годов реставраторы вернули личным покоям Екатерины первоначальную планировку. С тех пор их использовали для временных выставок.

Теперь появилась надежда увидеть эти роскошные апартаменты такими, какими они были задуманы.

Особенность этих залов и комнат в том, что ни один интерьер не повторяет другой. Овальный зал сделан в виде античной ротонды: колонны по периметру декорированы порфиром, купол украшен живописью и рельефами на мифологические сюжеты. Стены Синего кабинета были оформлены пластинами лазурита, стены и потолки Серебряного и Зеркального кабинетов декорированы различного рода стеклом, керамикой, золочеными изображениями геральдических символов. Потолок Китайского зала был закрыт живописными полотнами, стены — от потолка до пола — покрывали лаковые панно, выполненные в Китае по технологиям, известным со Средних веков. Часть этих панно была сделана в технике коромандельского лака, часть — в технике золотого лака.

Процесс монтажа элементов художественного декора. Фото: Евгений Ворошилов
Процесс монтажа элементов художественного декора.
Фото: Евгений Ворошилов

«Работы очень сложные, многоплановые, мы одновременно работаем сразу в восьми залах, — рассказал Борис Игдалов, руководитель Царскосельской янтарной мастерской, проектной и подрядной организации, выполняющей реставрацию и реконструкцию Зубовского флигеля. — Нам пришлось работать с совершенно разными видами отделки: стеклом, керамикой, деревом, паркетом, камнем, живописью. В реставрации вообще нет ничего простого, но реставраторы имеют предмет реставрации, а тут почти полное воссоздание, мало что осталось подлинного, и аналогов очень немного. Мы постоянно обсуждаем все детали, у нас каждую неделю по два-три совета проходит, так что говорить о сроках завершения пока не приходится».

Как рассказала Наталья Кудрявцева, особые трудности возникли с воссозданием Китайского зала. Изначально его стены украшали 172 композиции, выполненные в различных техниках. В годы войны во время пожаров деревянные, покрытые лаком панно сгорели без следа. В распоряжении специалистов оказались лишь многочисленные изображения: фотографии, акварели, монотипии, выполненные в конце XIX — начале XX века.

По проекту предполагалось, что лаковые панно выполнят китайские мастера. Но китайские партнеры попросили у заказчиков подробно прорисованные сюжеты и композиции, а их у российских специалистов не оказалось — на старых фотографиях и акварелях, которые дают лишь общее представление об интерьерах, такие детали не рассмотреть.

Элементы декоративной отделки. Фото: Евгений Ворошилов
Элементы декоративной отделки.
Фото: Евгений Ворошилов

«У нас очень много времени уходит на разработку и согласование каждого сюжета – и для настенных панно, и для живописного плафона, — рассказала Наталья Кудрявцева. — Поэтому сейчас работы над оформлением Китайского зала несколько замедлились». По ее словам, сюжеты шинуазри разрабатывают для Китайского зала учащиеся и преподаватели петербургской Академии художеств. Сюжеты для живописного плафона уже утверждены, сейчас художники расписывают полотна. А вот сюжеты для настенных лаковых панелей еще находятся в стадии разработки. Специалисты музея-заповедника и янтарной мастерской ведут переговоры с китайскими партнерами о помощи в воссоздании этих композиций. Две пробные панели — в технике коромандельского лака и золотого лака — уже выполнены.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+