18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как Эль Греко стал «первой любовью» Пабло Пикассо

Эль Греко «Поклонение имени Иисуса». Около 1577-1579. Фрагмент. Фото: Patrimonio Nacional, Colleciones Reales, Real Monasterio de San Lorenzo de El Escorial
Эль Греко «Поклонение имени Иисуса». Около 1577-1579. Фрагмент.
Фото: Patrimonio Nacional, Colleciones Reales, Real Monasterio de San Lorenzo de El Escorial
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Выставка «Пикассо — Эль Греко» в Художественном музее Базеля посвящена не самому очевидному, а именно доказательству влияния творчества старого мастера на знаменитого модерниста

Доменико Теотокопули — как Эль Греко (1541–1614) нередко подписывал свои картины — учился искусству иконописи на родном Крите, который в то время был центром византийского искусства в изгнании и колонией Венецианской республики. После недолгого пребывания в самой Венеции и незадавшейся карьеры в Риме он уехал в Испанию, где поселился в городе Толедо после неудачной попытки произвести впечатление на испанского короля Филиппа II своим экстравагантным подходом к религиозной живописи. Несмотря на успех и обилие заказов при жизни, после смерти Эль Греко был практически предан забвению. Повторным открытием и популяризацией он обязан кругу увидевших в нем предтечу модернизма художников и писателей, в число которых входили Эдуард Мане и Поль Сезанн. А уже из Франции увлечение Эль Греко вернулось обратно в Испанию, к молодому Пабло Пикассо (1881–1973), «голубой период» которого характеризуется вытянутыми фигурами и темной палитрой старого мастера.

Слева направо: 1. Эль Греко. «Богоматерь». Около 1590. Strasbourg, Musée des Beaux-Arts. 2. Пабло Руис Пикассо. «Женский портрет» (Этюд к «Авиньонским девицам»). 1907. Musée National Picasso, Paris
Слева направо: 1. Эль Греко. «Богоматерь». Около 1590. Strasbourg, Musée des Beaux-Arts. 2. Пабло Руис Пикассо. «Женский портрет» (Этюд к «Авиньонским девицам»). 1907. Musée National Picasso, Paris

Кураторы выставки в Художественном музее Базеля подобрали 30 продуманных пар произведений двух мастеров, структурировав их в порядке, отражающем художественный путь Пикассо. В разделе, посвященном «голубому периоду», «Поклонение имени Иисуса» (около 1577–1579) срифмовали с «Похоронами Касахемаса» (1901) — картиной маслом на холсте, посвященной самоубийству друга Пикассо, каталонского художника Карлоса Касахемаса.

Тот факт, что ранний Пикассо многим обязан Эль Греко, общеизвестен, но считается, что со временем его интерес к старому мастеру отошел на второй план, уступив место другим влияниям, в том числе доклассического иберийского искусства, что способствовало переходу к кубистической революции, и окончательно пропал в последние десятилетия творческого пути. Но главный куратор выставки Кармен Хименес уверена, что для Пикассо Эль Греко был не просто юношеским увлечением, но романом всей жизни. «Эль Греко был первой любовью Пикассо, — говорит она, — а первая любовь не забывается».

Слева направо: 1. Эль Греко. «Портрет мужчины из дома Лейва». Около 1580-1585. The Montreal Museum of Fine Arts, Adaline Van Horne Bequest. 2. Пабло Пикассо. «Мушкетер» (Доменико Теотокопулос ван Рин да Сильва)». 1967. Ludwig Museum – Museum of Contemporary Art, Budapest
Слева направо: 1. Эль Греко. «Портрет мужчины из дома Лейва». Около 1580-1585. The Montreal Museum of Fine Arts, Adaline Van Horne Bequest. 2. Пабло Пикассо. «Мушкетер» (Доменико Теотокопулос ван Рин да Сильва)». 1967. Ludwig Museum – Museum of Contemporary Art, Budapest

В центре экспозиции переклички между экспрессивными образами святых у Эль Греко и произведениями высокого кубизма, в том числе между картиной «Святой Павел» (около 1585), предоставленной из частного собрания, и ключевой работой аналитического кубизма «Тореадор» («Любитель») (1912) из коллекции базельского музея.

Крайне неординарные портреты Эль Греко особенно привлекали ранних модернистов, и последней парой в экспозиции стали «Портрет мужчины из дома Лейва» (около 1580–1585), прямой взгляд которого до сих пор производит весьма сильное впечатление, и рисунок «Мушкетер» (1967). Это своеобразное посвящение Пикассо своим любимым старым мастерам, носящее подзаголовок «Доменико Теотокопулос ван Рейн да Сильва» в честь Эль Греко, Рембрандта и Веласкеса.

Выставка демонстрирует, что разрыв Пикассо с традицией был на самом деле ее продолжением иными средствами. 

Художественный музей Базеля
«Пикассо — Эль Греко»
До 25 сентября

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+