18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рисунки итальянских и французских мастеров привезли в Нижний Новгород

Вид экспозиции «От Веронезе до Пикассо» в в Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Вид экспозиции «От Веронезе до Пикассо» в в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Первый нижегородский фестиваль графики открылся выставкой «От Веронезе до Пикассо», основанной на работах из частного собрания издателя The Art Newspaper Инны Баженовой и демонстрирующей эволюцию европейского рисунка XVI –XX веков

Выставка европейского рисунка XVI–XX веков «От Веронезе до Пикассо» в Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ) знакомит публику с графической частью собрания Инны Баженовой. Напомним, что в 2019 году здесь состоялась выставка «Под одним небом», где были представлены живописные полотна французских постимпрессионистов и русских художников начала ХХ века из ее же коллекции.

Экспозиция рисунка включает 114 работ, в том числе произведения представителей итальянской школы Пармиджанино, Карраччи и Гверчино, французских мастеров эпохи рококо — Буше и Фрагонара, а также модернистов Модильяни, Пикассо и других. Идея выставки заключается в том, чтобы показать развитие искусства рисунка в Италии и Франции на протяжении пяти веков во всем многообразии графических техник. Экспозиция построена по хронологическому и географическому принципам и открывается итальянским рисунком XVI–XVII веков.

В центральном зале выставлена французская графика XVIII века. Это один из самых представительных разделов частной коллекции.

Особого внимания заслуживает виртуозно выполненный мелом рисунок Франсуа Буше «Сидящая девушка с птичьей клеткой».

Всего работ Буше на выставке семь, и эти листы в разных техниках и жанрах представляют придворного художника Людовика XIV с разных сторон его творчества: эскизы будущих живописных работ, наброски идей для королевской шпалерной мануфактуры, законченный рисунок, предназначенный для ценителей как самодостаточное произведение, и даже авторский зеркальный отпечаток с изображения сельской пасторали, легко получавшийся, если исходный рисунок выполнен каким-либо мягким материалом: углем, мелом или сангиной.

Франсуа Буше. «Сидящая девушка с птичьей клеткой». Фото: In artibus
Франсуа Буше. «Сидящая девушка с птичьей клеткой».
Фото: In artibus

В этом же зале размещается еще одна жемчужина собрания «старого рисунка» — восемь иллюстраций Жана Оноре Фрагонара к поэме Лудовико Ариосто «Неистовый Роланд». Фрагонар увлекся идеей создания изобразительного ряда к знаменитой ренессансной поэме около 1780 года, и за несколько лет возникла целая графическая эпопея из более чем 170 листов. При этом из 46 песен поэмы он успел проиллюстрировать только 16. Размах предприятия и его художественная ценность были беспрецедентны. В рисунках Фрагонара сохраняются следы непосредственного творчества и обнаженность художественного приема, звучащие своего рода гимном эстетике эскизности, характерной для искусства XVIII века. Сегодня, когда почти две сотни иллюстраций Фрагонара к «Роланду» рассеялись по частным и государственным коллекциям по всему миру, этот комплект из восьми рисунков составляет особую гордость собрания Инны Баженовой. Нижегородская выставка — редкая, уникальная возможность увидеть этот цикл в России.

В разделе, посвященном романтизму, необходимо отметить композицию «Львиная охота» Эжена Делакруа и несколько великолепных этюдов Теодора Жерико.

XIX век также представлен рисунками Оноре Домье, Камиля Коро и Франсуа Милле. Завершается экспозиция произведениями французской графики импрессионистов и модернистов — Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Родена, Анри Матисса, Амедео Модильяни и Пабло Пикассо. Особого внимания заслуживают два рисунка Жоржа Сёра, чей талант рисовальщика куда менее известен, нежели его роль в изобретении пуантилизма. Его графика удивительно разнообразна, представлен весь ряд ее возможностей, причем с одинаковым совершенством: от плоскостного рисунка-знака до так называемого рисунка живописца, имитирующего третье измерение.

Вид экспозиции «От Веронезе до Пикассо» в в Нижегородском государственном художественном музее. Фото: Нижегородский государственный художественный музей
Вид экспозиции «От Веронезе до Пикассо» в в Нижегородском государственном художественном музее.
Фото: Нижегородский государственный художественный музей

Залы были специально подготовлены для размещения произведений графики, изолированы от солнечного света. «Рисунок — очень хрупкий объект, который боится света, влажности, сквозняка, поэтому выставки графики всегда очень короткие, — отметила на открытии куратор выставки Анна Корндорф. — Перевозить рисунки очень сложно. И государственные музеи, и частные коллекционеры с большим трепетом и содроганием отдают графику на временные выставки».

Выставка европейского рисунка из собрания Инны Баженовой и фонда In artibus открывает первый фестиваль графики, который продлится в Нижнем Новгороде до 13 ноября. Это цикл из четырех выставок, а также марафона лекций, дискуссий, мастер-классов и даже школы графики для молодых художников . Организаторами фестиваля стали Нижегородский государственный художественный музей и Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Арсенал). На каждой площадке пройдет две выставки. В НГХМ вслед за уже работающей «От Веронезе до Пикассо» 19 августа откроется «Графика без границ. Акварель, пастель, рисунок XVIII –XX веков из собрания музея», а в Арсенал приедут выставочные проекты Пушкинского музея: «Между землей и небом», где будут представлены произведения Франсиско Гойи, Василия Чекрыгина и Эдуарда Штейнберга из собрания ГМИИ им. А.С.Пушкина и коллекции Галины Маневич, а также «Бегство в Египет», в котором произведения музейных древнеегипетских коллекций соединятся с авторскими работами Ирины Затуловской.

Нижегородский государственный художественный музей
«От Веронезе до Пикассо»
До 9 октября

Самое читаемое:
1
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
2
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
3
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
4
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
Немецкая художница, скончавшаяся в возрасте 80 лет, прославилась новаторскими концептуальными исследованиями человеческого тела в скульптурах, фильмах, перформансах и фотографиях
09.09.2024
«Вы должны ходить по краю»: умерла Ребекка Хорн
5
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
Музей «Гараж» представил коллекцию советского и российского искусства 1980–2020-х годов в проекте «Открытое хранение. Пролог». Тут можно найти работы разных жанров — от больших инсталляций до «книги художника»
18.09.2024
«Гараж» впервые показывает свою коллекцию
6
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
Среди условий конкурса на новую архитектурную концепцию Большого Московского цирка значится увеличение площади объекта с нынешних 3 тыс. кв. м до 80 тыс. Приведет ли это к исчезновению уже существующего сооружения, пока неизвестно
23.09.2024
Цирк, да и не только: что ждет легендарное здание на Воробьевых горах
7
Сергей Коненков: место на пьедестале
150-летие скульптора Сергея Коненкова заставляет пристальнее всмотреться в его богатую крутыми поворотами и тайнами биографию и по-новому оценить работы
26.09.2024
Сергей Коненков: место на пьедестале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+