18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мраморы Парфенона могут на время вернуть в Афины

Мраморный рельеф с северного фриза Парфенона. Фото: The British Museum
Мраморный рельеф с северного фриза Парфенона.
Фото: The British Museum

Британский музей предложил Греции вариант выставочного сотрудничества, который мог бы сгладить острый конфликт вокруг скульптур, вывезенных в XIX веке

После многих лет жесткой оборонительной позиции в общении с Грецией, требующей возвращения фрагментов Парфенона — так называемых мраморов Элгина — на историческую родину, Британский музей выбрал более примирительную интонацию. Заместитель директора музея Джонатан Уильямс предполагает, что на горизонте может появиться новое соглашение о «культурном обмене» с Грецией.

Десятилетиями официальные лица музея отказывались от переговоров, настаивая на том, что британский парламентский акт 1963 года не позволяет изъять древние предметы, привезенные лордом Элгином в Великобританию в начале XIX века и находящиеся в Британском музее с 1817 года. Но недавно в интервью газете Sunday Times Джонатан Уильямс сказал: «Мы призываем к активному партнерству на тему Парфенона с нашими друзьями и коллегами из Греции. Я твердо верю в то, что есть место для действительно динамичного и позитивного разговора, в рамках которого можно найти новые варианты совместной работы».

В заявлении Британского музея говорится: «Мы предоставим на время скульптуры, как и многие другие предметы, тем, кто захочет показать их публике по всему миру, при условии бережного экспонирования и гарантий возврата».

Скульптуры Парфенона, как отмечает Уильямс, «неотъемлемая часть Британского музея, они здесь уже более 200 лет». В то же время, по его словам, Лондон стремится «изменить температуру дебатов», допустив возможность предоставления мраморов во временное пользование. «Нам нужно найти возможность двигаться вперед в области культурного обмена на том уровне, который до сих пор не был возможен. Есть много замечательных вещей, которые мы были бы рады предоставить на выставки», — заявил замдиректора. Он также высказался против идеи, чтобы музей показывал вместо оригиналов 3D-копии: «Люди приходят в Британский музей увидеть настоящую вещь, не так ли?»

Взамен Греция может предоставить Великобритании для временного экспонирования свои главные шедевры, говорится в сообщении Sunday Times. Но, насколько эту идею удастся воплотить, неизвестно, поскольку Греция долгие годы упорно настаивает на том, что скульптуры должны быть возвращены именно навсегда.

Экспозиция в Британском музее, где демонстрируются скульптуры Парфенона. Фото: The British Museum
Экспозиция в Британском музее, где демонстрируются скульптуры Парфенона.
Фото: The British Museum

В июне председатель попечительского совета Британского музея Джордж Осборн неожиданно заявил, что «необходимо заключить сделку» по возврату мраморов Парфенона с Грецией, что вывело давний спор на новый виток. По мнению Элени Вассилика, бывшего хранителя древностей в Музее Фицуильяма в Кембридже, «аргументы против возвращения мраморов Элгина теперь несостоятельны». С ней не согласен археолог Марио Трабукко делла Торретта, который полагает, что отправка скульптур в Афины «только накормит зверя идеологии и националистического мифа».

В отличие от Великобритании, другие страны не столь непреклонны в вопросах реституции, которая позволила бы воссоединиться фрагментам величайшего шедевра античной архитектуры. Так, в этом году итальянский Региональный археологический музей Антонино Салинаса в Палермо на Сицилии согласился вернуть фрагмент Парфенона в Грецию в рамках соглашения об обмене с афинским Музеем Акрополя.

Самое читаемое:
1
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
2
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
3
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
Юбилейная экспозиция «Истории и ребусы» соединяет разные хронологические отрезки творчества художницы, хотя подробная ретроспектива в случае Нестеровой была бы практически неосуществима
22.01.2025
Выставка Натальи Нестеровой в Третьяковке: пасьянсы о человечестве
4
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
Вашингтонский музей обратился к популярному в социальных сетях художнику Андрею Закирзянову, который создает видеоадаптации известных полотен, чтобы тот анимировал несколько экспонатов с новой выставки об импрессионистах
14.01.2025
Национальная художественная галерея оживила картины импрессионистов
5
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
Известный немецкий писатель Флориан Иллиес рассказывает о судьбе своего великого соотечественника, а также об участи его картин. Себе на помощь автор призывает четыре стихии, превращая главного героя в фигуру многоликую и противоречивую
10.01.2025
«Магия тишины»: Каспар Давид Фридрих в жизни и после смерти
6
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
Год начался с лавины кадровых перестановок в музеях. Пост директора Музея В.А.Tропинина оставит Ольга Журавлева. Она ушла по собственному желанию за полгода до окончания контракта. Вакансию закрыла ее заместитель, культуролог Анна Попова
17.01.2025
Ольга Журавлева уходит из Музея В.А.Tропинина
7
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Вместо здания дирекции Парка Горького в Москве, которое ведет свою историю с XIX века и перестраивалось в эпоху конструктивизма, решено возвести общественное пространство с зонами торговли и общепита
17.01.2025
Наследие конструктивизма в руинах: снос здания дирекции Парка Горького
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+