18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Человейник» Ансельма Кифера принимает первых посетителей

В ландшафт гигантского арт-комплекса вписано несколько художественных инсталляций. Фото: Charles Duprat
В ландшафт гигантского арт-комплекса вписано несколько художественных инсталляций.
Фото: Charles Duprat
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Эту территорию во французском Баржаке нельзя назвать музеем в привычном понимании, но она неизбежно будет притягивать к себе паломников со всего света. Правда, устроители La Ribaute пока открещиваются от намерений сделать ее центром массового туризма

Огромный арт-комплекс Ансельма Кифера в Баржаке на юге Франции, который называют «человейником», наконец открылся для публики. Правда, количество посетителей достопримечательности под названием La Ribaute будет ограниченным. «Цель „Эсхатона“ — Фонда Ансельма Кифера, который управляет La Ribaute, состоит в том, чтобы обеспечить доступ общественности, а не развивать массовый туризм, по крайней мере в ближайшие годы», — говорит Янне Сирен, президент попечительского совета фонда и директор Художественной галереи Олбрайта — Нокса в Буффало в штате Нью-Йорк. «Посещая La Ribaute, который занимает более 40 га, нужно быть готовым к прогулкам», — предупреждает он.

La Ribaute, старую шелковую фабрику в Баржаке в 70 км к северо-западу от Авиньона, Кифер приобрел в 1992 году, покинув Германию. Территория эта развивалась постепенно, здесь появились новые здания, уличные инсталляции, подземные помещения и пятиуровневый бетонный амфитеатр. Сам художник жил здесь до 2007 года, после чего переехал в новую студию в Круасси на окраине Парижа.

Художник Ансельм Кифер. Фото: Barbara Klemm
Художник Ансельм Кифер.
Фото: Barbara Klemm

«В ландшафт вписано несколько художественных инсталляций, соединенных между собой дорожками и подземными тоннелями, которые спроектировал художник, — рассказывает Сирен. — Баржак продолжает оставаться для него второй по важности резиденцией, особенно летом. Можно сравнить концепцию фонда с проектом в Марфе (небольшой город в Техасе, ставший центром современного искусства по инициативе американского скульптора Дональда Джадда. — TANR). Это пространство для художников, теперь принадлежащее фонду, цель которого — сохранить искусство для потомков».

La Ribaute действительно разросся и насчитывает сейчас более 60 зданий и павильонов. «Кифер добавил свои штрихи к этим пространствам; в некоторых есть скульптуры, в других — картины, — говорит Сирен. — В последние годы, начиная с Вольфганга Лайба в 2014-м, он приглашал художников, с которыми чувствовал родство, предлагая им создавать постоянные инсталляции для экосистемы La Ribaute. В июле свои работы представляет последняя по времени участница программы Моника Бонвичини». В программе также принимали участие Лори Андерсон и Вали Экспорт.

Один из ключевых объектов La Ribaute — амфитеатр, спроектированный Ансельмом кифером из старых промышленных контейнеров. Фото: Charles Duprat
Один из ключевых объектов La Ribaute — амфитеатр, спроектированный Ансельмом кифером из старых промышленных контейнеров.
Фото: Charles Duprat

По словам Сирена, проект отражает «транснациональный» подход Кифера. «Эсхатон» — Фонд Ансельма Кифера воплощает, как сказано в официальном заявлении, «заинтересованность Кифера в единстве Европы и постоянном обмене между культурами». Деятельность фонда охватывает три страны: Австрию, где находится его штаб-квартира, Германию, как место рождения художника, и Францию.

Билет в La Ribaute, куда можно будет попасть в летние месяцы, стоит €25, но для жителей Баржака вход бесплатный. «Гос­подин Кифер был необычайно щедр по отношению к фонду, — поясняет Янне Сирен, — предоставив нам не только внушительные материальные активы, но и обширные финансовые ресурсы. Доходы от билетов частично покрывают наши операционные расходы, также есть фандрайзинг, но в целом все это стало возможным благодаря щедрости господина Кифера в предоставлении финансирования».

La Ribaute насчитывает сейчас более 60 зданий и павильонов. В некоторых есть скульптуры, в других — картины. Фото: Eschaton — Anselm Kiefer Foundation
La Ribaute насчитывает сейчас более 60 зданий и павильонов. В некоторых есть скульптуры, в других — картины.
Фото: Eschaton — Anselm Kiefer Foundation

Тем временем сам художник сейчас занял огромный зал во Дворце дожей в Венеции. Там демонстрируется серия его картин, вдохновленных такими итальянскими мастерами, как Тинторетто и Андреа Вичентино (до 29 октября). Огромные работы написаны цинком, свинцом, золотом, содержат фрагменты одежды и даже тележек из супермаркетов. «Надеюсь, что эти произведения обретут дом, где смогут существовать как единый великолепный ансамбль», — говорит Сирен. Пока же их будущее, по информации представляющей Ансельма Кифера галереи Gagosian, еще не определено. 

Материалы по теме:
Образы Венецианской биеннале
Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+