18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сад 60 художников цветет в московском фонде Ruarts

Ирвин Пенн. «Пчела на губах». 1995. Фото: Фонд Ruarts
Ирвин Пенн. «Пчела на губах». 1995.
Фото: Фонд Ruarts
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Выставка «Все в сад!» в фонде Ruarts из коллекции его основательницы Марианны Сардаровой представляет небанальный взгляд на традиционную тему в работах 60 российских и зарубежных художников, от Роберта Мэпплторпа до Евгения Антуфьева

Если вы думаете, что выставка обещает букеты сирени в духе Петра Кончаловского, то ошибаетесь. Скорее, это необычный образ сада, воплощенный в живописи, фотографии, видео, скульптуре, а также инсталляциях из коллекции основательницы фонда Марианны Сардаровой. Основу ее собрания составляет советское неофициальное искусство и работы современных художников. Есть в личной коллекции и послевоенное западное искусство. Настоящая выставка представляет собой микс из 60 отечественных и западных художников. Внимания прежде всего заслуживают западные звезды Роберт Мэпплторп, Эрвин Олаф, Ирвин Пенн, Рууд ван Эмпел и другие, потому как неизвестно, в каком еще проекте мы их в ближайшее время увидим. Например, умерший в 1989‑м, в 42 года, от СПИДа Мэпплторп прославился фотографиями мужских и женских атлетических тел, эротический символизм пронизывает все его творчество, в том числе изображения цветов. Цветочные натюрморты голландца Эрвина Олафа (р. 1959) стилизованы под голландский же натюрморт XVII века (например, Яна Брейгеля), только вот мертвые птички представлены на них с ужасающим натурализмом. Рууд ван Эмпел (р. 1958) живет в Амстердаме. Каждая его работа получается благодаря совмещению десятков отдельных изображений, и в результате как бы реалистическая картина становится сильно ярче и четче реальности и приобретает иронический подтекст.

Роберт Мэпплторп. «Орхидея». 1988. Фото: Фонд Ruarts
Роберт Мэпплторп. «Орхидея». 1988.
Фото: Фонд Ruarts

Американский фотограф Ирвин Пенн (1917–2009) считался классиком fashion-фотографии XX века. Его цветочные композиции имитируют мир людей: бутоны пребывают в смятении или смущении, демонстрируют воодушевление или усталость.

Западный блок дополнен русскими именами: работами «неукрощенного модника» Андрея Бартенева, металлическими цветами — скульптурой живого классика Игоря Шелковского, произведениями Евгения Антуфьева, занимавшего в 2017-м второе место в топ-100 молодых художников России по версии нашей газеты.

Как пишут организаторы, на первый взгляд, цветы ассоциируются с безобидной красотой, но на самом-то деле современные художники с помощью цветов выражают широчайший спектр идей — гендерных, социальных, политических.

Евгений Антуфьев, Любовь Налогина. «Без названия». 2019. Фото: Фонд Ruarts
Евгений Антуфьев, Любовь Налогина. «Без названия». 2019.
Фото: Фонд Ruarts

Команда Ruarts считает сад образом многогранным — опасным, манящим, интригующим и, что актуально, несущим умиротворение. Сад — символ рая на земле и одновременно метафора душевного баланса. «Поиск гармонии между миром и человеком определил основное содержание работ» (из пресс-релиза). Сад как место встреч или, наоборот, уединения. Тема уединения, то есть внутреннего сада, проходит через выставку магистральной линией. Из всех вариантов бегства от действительности этот самый симпатичный.

Фонд Ruarts
«Все в сад!»
До 27 ноября

Самое читаемое:
1
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
2
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
3
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
Иконы, рушники, а также полотна самых известных дореволюционных пейзажистов — в нашем музейном маршруте по Московской области и рядом
04.07.2025
Выставки вокруг Москвы: где посмотреть классику летом
4
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
5
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
Выставка в Инженерном корпусе Третьяковской галереи отправляет зрителей в путешествие по фантастическому миру Бориса Кустодиева, для которого Евгений Замятин придумал прекрасное название — «страна Кустодия»
03.07.2025
Борис Кустодиев: живопись как способ борьбы за жизнь
6
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
Выставка, построенная на хорошо известных произведениях классического русского авангарда, тем не менее необычна. Это прообраз будущей новой постоянной экспозиции авангарда в Русском музее
04.07.2025
В Русском музее открылась выставка «Наш авангард»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+