18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Сад 60 художников цветет в московском фонде Ruarts

Ирвин Пенн. «Пчела на губах». 1995. Фото: Фонд Ruarts
Ирвин Пенн. «Пчела на губах». 1995.
Фото: Фонд Ruarts
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

Выставка «Все в сад!» в фонде Ruarts из коллекции его основательницы Марианны Сардаровой представляет небанальный взгляд на традиционную тему в работах 60 российских и зарубежных художников, от Роберта Мэпплторпа до Евгения Антуфьева

Если вы думаете, что выставка обещает букеты сирени в духе Петра Кончаловского, то ошибаетесь. Скорее, это необычный образ сада, воплощенный в живописи, фотографии, видео, скульптуре, а также инсталляциях из коллекции основательницы фонда Марианны Сардаровой. Основу ее собрания составляет советское неофициальное искусство и работы современных художников. Есть в личной коллекции и послевоенное западное искусство. Настоящая выставка представляет собой микс из 60 отечественных и западных художников. Внимания прежде всего заслуживают западные звезды Роберт Мэпплторп, Эрвин Олаф, Ирвин Пенн, Рууд ван Эмпел и другие, потому как неизвестно, в каком еще проекте мы их в ближайшее время увидим. Например, умерший в 1989‑м, в 42 года, от СПИДа Мэпплторп прославился фотографиями мужских и женских атлетических тел, эротический символизм пронизывает все его творчество, в том числе изображения цветов. Цветочные натюрморты голландца Эрвина Олафа (р. 1959) стилизованы под голландский же натюрморт XVII века (например, Яна Брейгеля), только вот мертвые птички представлены на них с ужасающим натурализмом. Рууд ван Эмпел (р. 1958) живет в Амстердаме. Каждая его работа получается благодаря совмещению десятков отдельных изображений, и в результате как бы реалистическая картина становится сильно ярче и четче реальности и приобретает иронический подтекст.

Роберт Мэпплторп. «Орхидея». 1988. Фото: Фонд Ruarts
Роберт Мэпплторп. «Орхидея». 1988.
Фото: Фонд Ruarts

Американский фотограф Ирвин Пенн (1917–2009) считался классиком fashion-фотографии XX века. Его цветочные композиции имитируют мир людей: бутоны пребывают в смятении или смущении, демонстрируют воодушевление или усталость.

Западный блок дополнен русскими именами: работами «неукрощенного модника» Андрея Бартенева, металлическими цветами — скульптурой живого классика Игоря Шелковского, произведениями Евгения Антуфьева, занимавшего в 2017-м второе место в топ-100 молодых художников России по версии нашей газеты.

Как пишут организаторы, на первый взгляд, цветы ассоциируются с безобидной красотой, но на самом-то деле современные художники с помощью цветов выражают широчайший спектр идей — гендерных, социальных, политических.

Евгений Антуфьев, Любовь Налогина. «Без названия». 2019. Фото: Фонд Ruarts
Евгений Антуфьев, Любовь Налогина. «Без названия». 2019.
Фото: Фонд Ruarts

Команда Ruarts считает сад образом многогранным — опасным, манящим, интригующим и, что актуально, несущим умиротворение. Сад — символ рая на земле и одновременно метафора душевного баланса. «Поиск гармонии между миром и человеком определил основное содержание работ» (из пресс-релиза). Сад как место встреч или, наоборот, уединения. Тема уединения, то есть внутреннего сада, проходит через выставку магистральной линией. Из всех вариантов бегства от действительности этот самый симпатичный.

Фонд Ruarts
«Все в сад!»
До 27 ноября

Самое читаемое:
1
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею
22.02.2023
Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина
2
Главные выставки весны
Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету
03.03.2023
Главные выставки весны
3
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
Один из главных козырей русской культуры — балет — стал темой эффектной выставки в санкт-петербургском Манеже. «Первая позиция. Русский балет» предназначена не только балетоманам, но и тем, кто не может отличить плие от арабеска
28.02.2023
Петербургский Манеж встал в первую позицию: открылась грандиозная выставка о балете
4
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
Знакомьтесь с шорт-листом Премии The Art Newspaper Russia в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» и «Личный вклад», а также с лауреатами специального приза. Победители будут названы 14 марта
03.03.2023
Объявлен шорт-лист XI Премии The Art Newspaper Russia
5
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
6
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане
22.02.2023
От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры
7
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Большая выставка в Музее американского искусства Уитни пересказывает историю любви художника и города, в котором он прожил почти шесть десятилетий
21.02.2023
Тихие улицы: Нью-Йорк Эдварда Хоппера
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+