18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Берлинская биеннале стала самой политизированной за всю свою историю

Скульптурный автопортрет Денет Пиумакши Веды Араччиге. 2020. Фото: Priska Ketterer
Скульптурный автопортрет Денет Пиумакши Веды Араччиге. 2020.
Фото: Priska Ketterer

Двенадцатая Берлинская биеннале, куратором которой стал художник Кадер Аттиа, говорит на острые для Германии темы: колониализм, глобальное потепление и Израиль

Главный куратор Кадер Аттиа на пресс-показе 12-й Берлинской биеннале (до 18 сентября) рассказал, что в ходе работы над проектом задался вопросом: не пытаясь претендовать на то, что художественная выставка может изменить мир, что в реальности в наших силах сделать, чтобы хоть немного переориентировать мировосприятие?

Свой ответ на этот вопрос франко-алжирский художник дал в самой политизированной за всю историю Берлинской биеннале экспозиции. Ее видение лучше всего описывают слова писателя Джеймса Болдуина: «Художники существуют для того, чтобы нарушать покой. Иначе — хаос».

Куратор и художественная группа 12-й Берлинской биеннале. Слева направо: Ана Тейшейра Пинто, Ноам Сегал, Кадер Аттиа, До Тонглинь, Раша Салти, Мари Элен Перейра. Фото: Silke Briel
Куратор и художественная группа 12-й Берлинской биеннале. Слева направо: Ана Тейшейра Пинто, Ноам Сегал, Кадер Аттиа, До Тонглинь, Раша Салти, Мари Элен Перейра.
Фото: Silke Briel

Аттиа привлек к работе над выставкой международную кураторскую команду, полностью состоящую из женщин, в которую вошли Ана Тейшейра Пинто, До Тонглинь, Мари Элен Перейра, Ноам Сегал и Раша Салти. Экспозиция Still Present!, представляющая произведения 70 художников и коллективов на шести площадках, не боится задавать неизбежные и зачастую неудобные вопросы. В центре дискуссии — роль капитализма в мировых конфликтах с особым упором на деколонизацию и климатический кризис.

Основанная в 1998 году Берлинская биеннале — главная выставка германской столицы, на уровне страны уступающая только проходящей раз в пять лет Documenta, которая в этом году открылась 18 июня на фоне скандала вокруг обвинений в антисемитизме и антипалестинском расизме, а также вандализма и угроз убийством принимающему в ней участие палестинскому художественному коллективу.

Басел Аббас и Руанна Абу-Рам. Oh Shining Star Testify. 2019. Вид инсталляции в Художественном институте Чикаго, 2021 год. Фото: Aidan Fitzpatrick
Басел Аббас и Руанна Абу-Рам. Oh Shining Star Testify. 2019. Вид инсталляции в Художественном институте Чикаго, 2021 год.
Фото: Aidan Fitzpatrick

В этом контексте невозможно обойти стороной вопрос о том, как биеннале удалось совместить тему деколонизации с очевидной, но тщательно замалчиваемой проблемой Палестины. Судя по всему, выход заключается в том, чтобы не избегать ее. К этой острой теме обращается целый ряд участников проекта, в том числе палестино-американский дуэт Басела Аббаса и Руанны Абу-Рам, художница израильского происхождения Дана Леви и коллектив Forensic Architecture во главе с родившимся в Израиле художником Эялем Вайцманом.

Работа Аббаса и Абу-Рам Oh Shining Star Testify представляет собой инсталляцию из трехканального видео и двухканального аудио с записями с камеры видеонаблюдения израильской армии. 19 марта 2014 года 14-летний Юсуф Шавамре пересек разделительную стену, возведенную израильской армией, чтобы собрать акуб — съедобное растение, считающееся деликатесом в палестинской кухне. Как только он оказался по другую сторону стены, израильские военные застрелили его.

Дана Леви. Инсталляция Erasing The Green. 2022. Фото: Dana Levy, 2011. Courtesy of the artist and Braverman Gallery
Дана Леви. Инсталляция Erasing The Green. 2022.
Фото: Dana Levy, 2011. Courtesy of the artist and Braverman Gallery

Дана Леви исследует в своей работе связи между оккупацией палестинских территорий и загрязнением окружающей среды. Собранные ей документы, фотографии и карты демонстрируют размывание «зеленой черты» — демаркационной линии, отделявшей Израиль от Западного берега реки Иордан и Восточного Иерусалима до Шестидневной войны 1967 года.

А произведение Лоуренса Абу Хамдана Air Conditioning представляет собой панорамную цифровую фотографию, для создания которой он собрал данные о проникновениях израильской военной наблюдательной аппаратуры и техники в небо над Ливаном за последние 15 лет. Получившееся в результате изображение выглядит как грозная полоса серо-черных облаков на фоне ярко-синего неба. Каждый сантиметр произведения представляет собой один день, а соответствующий год указан на полу перед работой.

Дубайский художник создал это произведение на стыке data-журналистики, политических исследований и искусства, пропустив данные через программу, которая используется для создания 3D-облаков для видеоигр и кино. «Высота облака зависит от количества самолетов и беспилотников, находившихся в тот или иной день в атмосфере, — объясняет Хамдан, — а плотность облака, его объемность зависит от того, как долго они там находились».

Лоуренс Абу Хамдан. Air Conditioning. 2022. Фрагмент. Courtesy of Sfeir-Semler Gallery, Beirut/Hamburg; Maureen Paley, London; Mor Charpentier, Paris © Lawrence Abu Hamdan. Фото: Danko Stjepanovic
Лоуренс Абу Хамдан. Air Conditioning. 2022. Фрагмент. Courtesy of Sfeir-Semler Gallery, Beirut/Hamburg; Maureen Paley, London; Mor Charpentier, Paris © Lawrence Abu Hamdan.
Фото: Danko Stjepanovic

В Институте современного искусства KW экспонируется работа шри-ланкийской художницы Денет Пиумакши Веды Араччиге из аборигенных жителей региона, именуемых обобщенным термином «адиваси». Небольшая скульптура изображает смуглую женщину с обнаженной грудью и с черепом в руках. Она одета в разноцветный саронг с набивным цветочным рисунком и смотрит испуганным взглядом прямо перед собой. На ее груди на немецком написаны слова: «Цвет груди чуть темнее VII» и «Сравнительно чистокровная ведда [коренной народ Шри-Ланки]». Араччиге, напечатавшая для скульптуры 3D-копию самой себя, рассказывает, что при помощи этой терминологии ученые категоризировали, объективировали и оценивали темнокожие тела. В эпоху, когда в западных странах статуи и памятники сбрасывают с постаментов и подвергают сомнению их легитимность, Self-Portrait as Restitution бросает вызов глубоко укоренившимся доминирующим нарративам вокруг идентичности.

В центре собственного искусства Аттиа находится концепция восстановления. «Меня часто спрашивают, что придет на смену деколониальной мысли. Если честно, меня куда меньше беспокоит, что будет потом, чем тот факт, что это вовсе не законченный разговор, который идет здесь и сейчас», — говорит он.

Точно так же Берлинской биеннале удается заставить нас задуматься о том, что не так с миром и почему художники, как говорилось выше, могут и должны нарушать покой.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+