18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Нонконформисты, на выход!

Тимур Новиков. «Солнце». 1989. Фрагмент. Фото: Ольга Кабанова
Тимур Новиков. «Солнце». 1989. Фрагмент.
Фото: Ольга Кабанова
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

В Западном крыле Третьяковской галереи открылась выставка современного искусства «Вещь. Пространство. Человек» c работами из музейного собрания

У выставки сложная судьба. Ее придумали и сделали в феноменально короткие сроки — февраль, март, апрель — взамен запланированного четыре года назад смотра современного индийского искусства. Вместо Индии решили показать послевоенный советский и российский андерграунд. Экспозиция была готова в конце апреля, но не открылась. Причины этого музей официально отказывался комментировать. В результате проект поменял название (вместо «Выхода в красную дверь» на афише значится «Вещь. Пространство. Человек») и лишился нескольких экспонатов.

Идею выставки предложила глава отдела спецпроектов Государственной Третьяковской галереи Анна Пахомова, кураторами выступили сотрудники отдела новейших течений во главе с Ириной Горловой.

Игорь Макаревич. Шкаф. Часть инсталляции «Сон живописи порождает чудовищ». 1990. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Игорь Макаревич. Шкаф. Часть инсталляции «Сон живописи порождает чудовищ». 1990.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Если попытаться кратко сформулировать концепцию, то это выставка о внутренней жизни художников. Искусство послевоенного андерграунда многолико. В нем можно найти социальный протест, убийственную иронию, а можно — образцы личной мифологии, когда авторы как бы закрывают дверь во внешний мир и довольствуются своим частным пространством: кухней, как Михаил Рогинский, кругом друзей, как группа «Коллективные действия». В этом неподвластном идеологии мире художники находят объекты для изучения и любования. Выставку можно рассматривать как кейс — апробированную временем стратегию того, каким образом выжить в сложный исторический период и сохранить себя. Удивительно, что этой универсальной схемы многие авторы придерживались и при полном интеллектуальном локдауне, например в начале 1980-х, и в периоды относительно либеральные — в 1990-е и 2000-е.

Свен Гундлах. «Нью-Йорк. Часть 1». 1990. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Свен Гундлах. «Нью-Йорк. Часть 1». 1990.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Кураторы отдали предпочтение редко экспонируемым работам. Например, мы увидим много вещей Тимура Новикова, «У изделия» Антона Ольшванга. Хронологически выставка охватывает период с 1956 по 2018 год — от «Сигнальных систем» Юрия Злотникова до «Медицинского кабинета» Ани Желудь. Кураторы нарушили привычное деление на периоды и направления (концептуализм, new wave и прочее) и вместо этого показали переклички между художниками разных поколений. Арт-процесс разбили на атомы — отдельных авторов — и заново соединили их в прихотливом узоре духовных соответствий.

Выставка тем не менее имеет весьма условное, но все-таки деление на разделы: «Быт как предмет искусства», «Это человек», «Трансформированные ландшафты», «Диалоги с авангардом» и «Фантасмагории, или Сон разума рождает чудовищ».

Своеобразное ее предисловие — большой зал Михаила Рогинского. Его объект «Выход в красную дверь» (1994) — авторское повторение работы 1965 года — дал первый вариант названия экспозиции. Натюрморты Рогинского и отличаются тем, что преподносят нам заурядные бытовые предметы как многозначительные символы бытия. Далее тема быта развивается в инсталляции «Место жительства» (2004) Валерия Кошлякова: развешенные, как для сушки, простыни расписаны натюрмортами с кухонной утварью и пейзажами со спальными районами.

Михаил Рогинский. «Красная дверь». 1965 (1994). Фото: Государственная Третьяковская галерея
Михаил Рогинский. «Красная дверь». 1965 (1994).
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Образ человека зрители найдут в гуашах Бориса Турецкого и на картинах Натальи Турновой, трансформированные ландшафты — в экспериментах Франциско Инфанте. Несбывшиеся грезы об авангарде — это, например, распавшийся черный квадрат Александра Юликова. Ну а фантасмагории — работы Игоря Макаревича, «Кулинарная книга» Ольги Чернышевой, инсталляция «Для бедной уборщицы» Дмитрия Пригова. На выставке показывают три работы Ильи Кабакова и раннего метафизического Бориса Орлова. Его имперские бюсты в экспозицию не вошли как раз по причине пусть псевдо, но все-таки государственного пафоса. «Вещь. Пространство. Человек» — это размышления сугубо о личном.

Дизайн выставки сделал Алексей Подкидышев. На сей раз его авторские интервенции минимальны. Пространство осталось белым, дающим разные варианты итогов и выводов.

Западное крыло Новой Третьяковки
«Вещь. Пространство. Человек. Искусство второй половины XX — начала XXI века из собрания Третьяковской галереи»
До 11 сентября

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
3
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+