18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Московском музее современного искусства вглядываются в «Простые формы»

Владимир Немухин. «Посвящение Полю Сезанну (Постамент)». 1989. Фото: ММОМА
Владимир Немухин. «Посвящение Полю Сезанну (Постамент)». 1989.
Фото: ММОМА
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Московский музей современного искусства представляет «Простые формы» — 11-ю тематическую экспозицию своей коллекции. Выставка охватывает более полувека, от Вадима Сидура до Ани Желудь, и сосредоточена на феномене художественного эскапизма

Собрание Московского музея современного искусства насчитывает 12 тыс. единиц хранения. В музее, как известно, нет постоянной экспозиции; вместо этого регулярно устраиваются временные выставки работ из запасников. Если сравнить между собой такие выставки, прошедшие за последние три года, то можно заметить некоторую закономерность.

В 2019-м музей пышно отметил 20-летие. В кураторы юбилейной выставки «MMOMA 99/19» пригласили аж 20 «селебов» — от телезвезды Андрея Малахова и балерины Дианы Вишнёвой до парфюмера Фредерика Маля и мореплавателя Федора Конюхова. Музыкант Илья Лагутенко в своем зале «Музыка» показывал питерский андерграунд поздних ­1980-х, а режиссер Кирилл Серебренников в зале «Театр» — вещи Александра Бродского и Фрэнсиса Бэкона. Веселая эклектика бодрила не хуже шампанского. В последний доковидный год светская жизнь в Москве била ключом, современное искусство стало частью индустрии развлечений, и выставка это положение зафиксировала.

В 2020-м страна сидела в карантине, и было не до искусства.

Ринат Волигамси. «Звезда 17». 2017. Фото: ММОМА
Ринат Волигамси. «Звезда 17». 2017.
Фото: ММОМА

В 2021-м MMOMA вернулся к прежней выставочной практике экспозицией «Летняя коллекция». Она была сильно скромнее предыдущей, занимала не три этажа, а один и включала работы 14 художников, созданные за два последних десятилетия, в том числе инсталляцию «Речь» («Разговор с дождем») Александра Пономарева, «Живой уголок» Владислава Ефимова и «Канат» Таус Махачевой. В качестве кураторов выступили сотрудники музея Анна Арутюнян и Андрей Егоров. В названии сквозила отсылка к миру моды, а собственно в искусстве, в комбинации экспонатов можно было угадать намек на летнюю меланхолию.

Прошел год — и сегодня мы наблюдаем «Простые формы». Как и предыдущая выставка, она заняла один этаж, и музей сделал ее собственными силами, стараниями кураторов Марии Дорониной и Владимира Прохорова. В отличие от 2021 года выставка охватывает более полувека. Зритель увидит золотой фонд послевоенного авангарда — от Вадима Сидура и Владимира Немухина до Ирины Наховой и Александра Юликова.

Выставка «Простые формы» в ММОМА. Фото: ММОМА
Выставка «Простые формы» в ММОМА.
Фото: ММОМА

Первое, что бросается в глаза на нынешней выставке, — серьезный тон. От предыдущих блесток и веселья не осталось и следа. Какое десятилетие или направление на выставке ни возьми, перед нами углубленная художественная рефлексия: летняя меланхолия — 2021 плавно перешла в зимнюю депрессию — 2022. Предметом кураторских исследований стал художественный феномен «эскапизма» — бегства от действительности, выраженного через искусство. Грубо говоря: «Глаза б мои не смотрели на этот мир!» Ни тебе «предметных», ни «антропоморфных» изображений. Связано это, как пишут кураторы, «с социально-политическими переменами, потрясениями и трагедиями прошлого века».

Андрей Ройтер. «Проверенный багаж». 2011. Фото: ММОМА
Андрей Ройтер. «Проверенный багаж». 2011.
Фото: ММОМА

Куда же бегут художники? В область «простых форм». Разлагают, так сказать, материальный мир на молекулы и атомы. Для одних эти простые формы — чистая геометрия (зал геометрических экзерсисов самый большой на выставке, в нем, помимо прочего, представлен «Памятник художнику Петру Соколову» Владимира Немухина). Другие редуцируют реальность до текстов, цифр и шифров, что можно наблюдать в творчестве Ильи Кабакова и Александра Леонова. Третьи упражняются в примитивизме (Владимир Янкилевский). Четвертые ищут в городах нетронутые цивилизацией островки — пустыри и гаражи (фотографии Тимофея Парщикова). Общим же рефреном становится поиск личной свободы. Как красиво пишут кураторы в пояснительных текстах, советский и русский нонконформизм многолик, но «объединяющим вектором» для художников было «стремление структурировать мир в субъективной внутренней космогонии», придумать «альтернативные сетки систем понимания мира».

Владимир Анзельман. Композиция «Башмаки». 2007. Фото: ММОМА
Владимир Анзельман. Композиция «Башмаки». 2007.
Фото: ММОМА

Кстати, кураторские тексты на этой выставке можно рассматривать как отдельные экспонаты, настолько они поэтичны и витиеваты, словно посыпаны пудрой добавочных смыслов, углубление в которые требует определенных усилий.

Точкой, где посетитель выставки переживает катарсис, становится видео с перформансом Елены Ковылиной, когда она вначале пробует играть на скрипке, а потом в исступлении разносит инструмент в щепки. В этом произведении словно выплескивается наружу скрытая агрессия и энергия такого вот поиска свободы — во многом энергия отчаяния.

Игорь Макаревич. Рис+унок № 6 и № 3 «УНОК». 2000. Фото: ММОМА
Игорь Макаревич. Рис+унок № 6 и № 3 «УНОК». 2000.
Фото: ММОМА

Дополнительная прелесть «Простых форм» заключается в неканоническом микшировании экспонатов. Так, рядом с работами Владислава Мамышева-Монро вдруг оказывается картина Игоря Обросова, вполне себе официального советского художника, лауреата Госпремии СССР 1989 года, а рядом с инсталляцией «Памятник девству» Ани Желудь — мраморная обнаженная с цветком, скульптура Зураба Церетели. Такие соединения — следствие противоречивой музейной истории: созданный в 1990-е MMOMA не сразу обрел свое нынешнее лицо как площадка именно что современного, нацеленного на эксперимент искусства, и в его коллекции есть как непримиримые нонконформисты, так и левый МОСХ и столпы Академии художеств. Практика сменных тематических экспозиций позволяет музею вести исследовательскую работу, переосмыслять историю искусства и инициировать его новые интерпретации.  


Мария Доронина
Куратор

Мария Доронина. Фото: youngart.ru
Мария Доронина.
Фото: youngart.ru

Глобальная цель сменных выставок ММОМА — максимально репрезентативно осветить коллекцию музея. Каждая очередная экспозиция имеет свой ракурс. В этот раз мы решили остановиться на форме очерка, повествующего о сюжетах, связанных с «безобразностью». На выставке представлены работы авторов разных кругов и поколений второй половины XX века и сегодняшнего дня, преимущественно это представители отечественной сцены, но есть и исключения, в частности некоторые образцы графики послевоенной ГДР. Конечно, мы стремились показать и наши новые поступления (среди них, например, вещи Владимира Янкилевского). Множество работ, отобранных для этой экспозиции, хотя и принадлежит авторству известных художников, никогда прежде не показывались в пространстве музея.

Начинается выставка с бормотания, с «полуобразности» детского нарратива, которую мы связываем с искусством ­1950-х годов, и с образа исторической памяти и травмы, рассеянной в городском пространстве, к которому затем возвращаемся в самом финале экспозиции. Общее повествование представляет собой цепочку субъективных, ситуативных, порой даже фиктивных построений, которые позволяют разметить и описать некоторые значимые векторы, явления или эпизоды локального художественного процесса. При этом каждый блок (что было изначально принципиально важно), хотя и работает как своего рода кластер для встречи авторов разных поколений, устроен по-разному и посвящен разновеликим сюжетам и темам. Если обозначить только некоторые из них, здесь встречаются мотивы, связанные с восприятием языка и версиями прочтения чистой геометрии, и тема советского монумента, и перестроечная медиально-кинематографическая визуальная пластика, и хорошо знакомая фактура современного офисно-институционального порядка. Наверное, или, точнее, хочется верить, что каждый зритель найдет здесь какие-то свои важные точки. Понятно, что иконокластические тенденции, утрата, разрушение образа, как и образы разрушения как таковые, принадлежат к ряду ключевых вопросов сегодняшнего дня и современной культуры. Это ее база, основание, но это и общее место, то есть что-то настолько тотальное, что уже и не очень существующее. В определенном смысле этот проект дважды о том, чего нет, но рассказывает при этом, конечно, о том, что есть. 

Московский музей современного искусства
Простые формы
До 7 августа

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
Логотип и фирменный стиль ГМИИ им. А.С.Пушкина обновились через 12 лет после предыдущего ребрендинга. Визуальный стиль музея разработан агентством «Супрематика»
17.09.2024
Пушкинский музей объявил о ребрендинге
3
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
Археологи делают вывод, что причудливые природные убежища использовались людьми 5–7 тыс. лет назад — правда, не в качестве жилища, а как перевалочные пункты. Наскальные рисунки помогают пролить свет на многие доисторические обстоятельства
25.09.2024
В лавовом туннеле в Саудовской Аравии нашли редкие образцы древнего искусства
4
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
Реэкспозиция, начавшаяся весной этого года, в своих контурах восстанавливает развеску в залах ГМИИ, существовавшую десятилетия. Осенью пришел черед залов итальянского и голландского искусства на первом этаже
23.09.2024
Пушкинский продолжает возвращать экспозицию к «новому старому» виду
5
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
6
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
7
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Главной выставкой сезона в Пушкинском стал проект, посвященный фламандскому натюрморту и его ведущему представителю. Большинство экспонатов переехало из Эрмитажа, где завершился показ «Ars vivendi. Франс Снейдерс и фламандский натюрморт XVII века»
08.10.2024
Франс Снейдерс совершил путешествие из Петербурга в Москву
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+