18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Пенсионер Академии художеств, прикипевший к Тунису, на выставке в Русском музее

Александр Рубцов. «Бени Киар». 1919. Собрание Меди Дусса. Фото: Государственный Русский музей
Александр Рубцов. «Бени Киар». 1919. Собрание Меди Дусса.
Фото: Государственный Русский музей
№102, июнь 2022
№102
Материал из газеты

Русский музей знакомит публику с творчеством Александра Рубцова (1884–1949) — мастера, более известного в Северной Африке, чем в России. Все экспонаты на выставку предоставлены коллекционером и предпринимателем из Туниса Меди Дуссом

Александр Рубцов (1884–1949) родился в Петербурге. В возрасте девяти лет был принят в рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художеств, где его наставником стал известный живописец Ян Ционглинский. Потом была Академия художеств, где Рубцов продолжил учиться у того же мастера. Звание «художника по живописи», полученное по окончании академии в 1912 году, давало право на фундаментальную четырехлетнюю пенсионерскую поездку. Она сыграла решающую роль в судьбе художника.

Александр Рубцов. «Мужчина с татуировками». 1930. Собрание Меди Дусса. Фото: Государственный Русский музей
Александр Рубцов. «Мужчина с татуировками». 1930. Собрание Меди Дусса.
Фото: Государственный Русский музей

«Мое краткое пребывание в Танжере дало мне мысль провести второй год моего пенсионерства в Тунисе», — замечает Рубцов в одном из писем. Художник вернулся в Петербург дважды, ненадолго. Потом началась Первая мировая война. Академия разрешила Рубцову остаться в Тунисе еще на год, до декабря 1917-го, но уже без денежного содержания. Тогда художник принял решение зарабатывать собственным трудом в новой для себя стране.

В дневнике он записал: «Я приехал в Тунис всего на несколько месяцев и остаюсь здесь на всю жизнь. Человек предполагает, Бог располагает».

Тунис находился под протекторатом Франции. Рубцов становится французским художником русского происхождения. «Родившимся в Петербурге», как он любил говорить. В 1921 году получил возможность провести первую персональную выставку в Париже. Через девять лет впервые участвовал в Салоне независимых. В Тунисе работал много, выставлялся ежегодно, подписывал картины на арабский манер — «Искандер Рубцов».

Он объездил всю страну — на автомобиле, на верблюдах и ослах, а то и пешком. «В Тунисе так много предметов для живописи, что я не хочу больше тратить драгоценное время на бритье. В Санкт-Петербурге я всегда был гладко выбрит. В Тунисе же волей-неволей отпустил бороду», — признавался Рубцов.

Александр Рубцов. «Автопортрет». 1919. Фрагмент. Собрание Меди Дусса. Фото: Государственный Русский музей
Александр Рубцов. «Автопортрет». 1919. Фрагмент. Собрание Меди Дусса.
Фото: Государственный Русский музей

Наследие художника составляет около 3 тыс. картин. Все экспонаты на выставку предоставил коллекционер Меди Дусс, тунисский предприниматель, живущий в Москве. Он собирает произведения Рубцова около 20 лет.

Любимых сюжетов у Александра Рубцова три. Во-первых, это изображения арабских женщин в колоритных национальных костюмах («Алия», «Бедуинка», «Чесальщицы шерсти»). Рубцов точен в этнографических деталях, но не чужд любования и романтики. Напротив, изображение европеек и европеизированных дам — холодно-отстраненное, даже если их тела совершенны, как у «Юной спортсменки, чемпионки Туниса по плаванию среди юниорок».

Однако фирменным жанром художника все-таки были пейзажи. Чаще всего он писал виды Сиди-Бу-Саид  — города, основанного в XII веке на берегу Средиземного моря, во времена Рубцова он считался «тунисским Монмартром». Художник называл его самым красивым местом на Земле. Там сохранялась белая гамма стен домов и голубая — ставень и дверей. От последних, по мнению тунисцев, начинается дорога в Сахару. Андрей Белый как-то заметил, что «Сиди-Бу-Саидом кидается Африка в море; за морем — Европа». У Рубцова город никуда не кидается, он вальяжно расположился на теплом морском берегу, как на картинах «Вид на Сиди-Бу-Саид» или «В садах Сиди-Бу-Саида».

Русский музей дополнил выставку картиной «Марокко. Танжер» Яна Ционглинского и акварелью Василия Кандинского «Сумерки. Тунис» — в память об учителе и о другом современнике Рубцова, имевшем совершенно иные взгляды на искусство. 

Государственный Русский музей
«Александр Рубцов»
До 19 сентября

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+