18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции

Кирилл Рейв. «Цветок цивилизации». 2019. Фото: Ярмарка искусства «1703»
Кирилл Рейв. «Цветок цивилизации». 2019.
Фото: Ярмарка искусства «1703»

«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет

Санкт-Петербургская ярмарка искусства «1703» задумана как самая крупная по масштабу и жанровому разнообразию ежегодная ярмарка современного искусства с петербургской пропиской.

«1703»: формат, архитектура, программы

Для первого выпуска проекта был выбран камерный формат с паритетным соотношением коммерческих галерей и некоммерческих проектов. В рамках ярмарки в Манеже будут работать три секции: «Галереи», «Коллекции» и «Цифровое искусство». Экспозиционно-ярмарочную часть программы дополнит публичная образовательная программа от партнера «1703» школы Masters.

Поэтажный план ярмарки. Фото: Ярмарка искусства «1703»
Поэтажный план ярмарки.
Фото: Ярмарка искусства «1703»

В секции «Галереи» гости события увидят работы признанных художников и коллективов, а также произведения совсем молодых авторов, объединенные принципом исторических отсылок и оммажей различным художественным стилям. Представленные арт-объекты можно будет приобрести. Работы, отобранные участниками для стендов, — яркие, знаковые — транслируют разные срезы времени и интерпретируют их нарративы.

В некоммерческой зоне «Коллекции» в рамках кураторских спецпроектов Marina Gisich Gallery и К-Gallery покажут произведения из частных собраний, а в секции «Цифровое искусство» будут представлены digital и NFT-проекты на стыке искусства, науки и технологий.

Справка
«1703»: организатор

Организатор ярмарки — ПАО «Газпром». Группа ведет в Санкт-Петербурге масштабную работу по поддержке и развитию культуры и искусства. Среди проектов — воссоздание Лионского зала, церкви Воскресения Христова и Зубовского флигеля Екатерининского дворца ГМЗ «Царское село», восстановление Китайского дворца ГМЗ «Петергоф» в Ораниенбауме, поддержка выставочных и реставрационных проектов в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Музее Фаберже.

Еще…
Вадим Навоенко, генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив Газпрома. Фото: Ярмарка искусства «1703»
Вадим Навоенко, генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив Газпрома.
Фото: Ярмарка искусства «1703»

«Мысль о том, что Петербургу необходима своя масштабная ярмарка современного искусства, много лет обсуждается в профессиональном сообществе. Уникальные архитектура и академические традиции, удобная локация, статус культурной столицы и развитая инфраструктура — все это делает наш город прекрасной сценой для реализации проекта такого формата. „1703“ видится как новый событийный бренд Петербурга, который станет узнаваемым и каждый год будет привлекать в город ведущие арт-галереи, коллекционеров, признанные имена арт-мира, молодые таланты и всех, кто интересуется современным искусством, — говорит генеральный директор Фонда поддержки культурных инициатив Газпрома Вадим Навоенко. — 1703-й — год основания Петербурга, численный символ города. Используя этот минималистичный, но емкий образ в названии проекта, мы не только обращаем внимание на богатое культурно-историческое наследие Петербурга, но и заявляем такие смыслы, как новаторство и смелость. Они одновременно составляют ДНК города и применимы для описания художественного процесса, результаты которого представляют зрителю участники ярмарки».

«Слоган „1703 “ — „Вдохновлена городом“. Мы всегда будем делать определенный акцент на петербургских представителях арт-мира, но все же адресуем ярмарку участникам и гостям со всей России и из зарубежных стран. Именно поэтому событие включено в официальную культурную программу ПМЭФ-2022. Надеемся, „1703“ станет драйвером для арт-сообщества, и в будущем мы сможем сформировать целый пул событий на разных городских площадках Петербурга в период ее проведения», — поделился Вадим Навоенко.

«1703»: секция «Галереи»

Секция объединит как давно существующие, так и молодые художественные галереи Петербурга, Москвы и других городов России. Среди них — a-s-t-r-a gallery, «Триумф», Askeri Gallery и White Lines. Галеристы поделились с The Art Newspaper Russia мнениями о ярмарке и программой на стендах, которые готовят на «1703».

1. Дмитрий Ханкин, галерея «Триумф» (Москва). 2. Даша Мальцева. «Горизонт событий IV (Осязание)». 2021. Фото: Ярмарка искусства «1703»
1. Дмитрий Ханкин, галерея «Триумф» (Москва). 2. Даша Мальцева. «Горизонт событий IV (Осязание)». 2021.
Фото: Ярмарка искусства «1703»

Дмитрий Ханкин, галерея «Триумф» (Москва):

Мы показываем свой обычный набор художников — AES+F, Recycle Group, Александру Вертинскую — в команде с талантливой молодежью, чьи работы коммерчески привлекательны: Владимиром Карташовым, Дашей Мальцевой и другими. Наш проект основан на нашей любимой теме: искусство, которое мы показываем в Петербурге, вырастает из классической традиции, от готических витражей Шартра до Рембрандта, от Северного Возрождения до маньеризма. Петербург как раз то самое место, где такое искусство показывать хорошо.

Инициатива сделать ярмарку в Петербурге представляется разумной. Корпоративная ярмарка — почему нет? Мы приняли решение участвовать в том числе и потому, что Манеж — наши партнеры по многочисленным проектам. Наше дело — сохранить художников в уме и в силах, а для этого хороши любые средства.

1. Алина Крюкова, a-s-t-r-a gallery (Москва). 2. Юрий Самойлов. «После кораблекрушения». 2019. Фото: Ярмарка искусства «1703»
1. Алина Крюкова, a-s-t-r-a gallery (Москва). 2. Юрий Самойлов. «После кораблекрушения». 2019.
Фото: Ярмарка искусства «1703»

Алина Крюкова, a-s-t-r-a gallery (Москва)

Необходимость в еще одной ярмарке современного искусства в России давно назрела. Проведение «1703» в рамках ПМЭФ — хорошая идея: событие позволит вовлечь предпринимателей в процесс приобретения произведений искусства, поможет галереям со всей России показать работы своих художников и, возможно, найти покупателей. Именно сейчас галеристам необходимо максимально активно действовать, чтобы не обнулить итоги работы, все усилия по созданию цивилизованного арт-рынка в России за последние 30 лет. Если остановиться, перестать работать, уйти в апатию и безнадежность или уехать, то получится, что мы оставим наработанное годами поле пустым для кого-то другого. Вопрос: кто займет его тогда, с какими целями, идеалами и ценностями?

На ярмарке «1703» a-s-t-r-a gallery представляет работы четырех художников: Павла Бушуева, Игоря Литвинова, Егора Острова и Юрия Самойлова. Мастера двух поколений, работающие в различных техниках и направлениях, с разных сторон осмысляют роль художника в искусстве.

1. Полина Аскери,  Askeri Gallery (Москва). 2. Владимир Иванов. Toy ARTISTRASH. 2022. Фото: Ярмарка искусства «1703»
1. Полина Аскери, Askeri Gallery (Москва). 2. Владимир Иванов. Toy ARTISTRASH. 2022.
Фото: Ярмарка искусства «1703»

Полина Аскери, Askeri Gallery (Москва)

Считаю, что в мире искусства должно происходить как можно больше арт-событий: ярмарок, выставок, конференций. Это способствует развитию среды в целом. Я всегда выступала за активный диалог и поддерживала создание Ассоциации галерей — это пример успешного, чуткого и вежливого взаимодействия между участниками арт-рынка. Очень важно, чтобы развивался и диалог между арт-сообществом и бизнесом. Здорово, что «Газпром» сегодня предлагает галеристам возможность поддержать художников и коллекционеров, показав что-то интересное в рамках форума.

На стенде Askeri Gallery акцент сделан на российских авторах. Это Дарья Котлярова, Павел Полянский и Владимир Иванов. Каждый художник переосмысливает тему русской культуры и истории, говорит о взаимодействии между прошлым и настоящим, любви и уважении к нашему наследию. Также Askeri Gallery привезет на «1703» работы всемирно известного южнокорейского художника Кван Йонг Чана. Фокус его работ — история взаимодействия народов и культур.

1. Мария Трунтаева и Мария Колотовкина, галерея White Lines (Санкт-Петербург). 2. Анастасия Сасова. «В случае пожара покиньте здание». Фото: Ярмарка искусства «1703»
1. Мария Трунтаева и Мария Колотовкина, галерея White Lines (Санкт-Петербург). 2. Анастасия Сасова. «В случае пожара покиньте здание».
Фото: Ярмарка искусства «1703»

Мария Трунтаева и Мария Колотовкина, галерея White Lines (Санкт-Петербург)

Наша задача как галереи — развивать художников и предоставлять им возможности для роста. Ярмарка в Манеже — это для художников возможность экспонирования на широкую аудиторию. Проведение именно в период Петербургского международного экономического форума для нас здесь вторично. Очевидно, что такому городу, как Петербург, нужна крупная ежегодная ярмарка современного искусства для поддержания статуса культурной столицы.

При формировании концепции нашего стенда на «1703» мы вдохновлялись произведениями братьев Стругацких и других советских писателей, размышляя об антиутопии.

«1703»: секция «Цифровое искусство»

Среди участников — центр Art & Science Университета ИТМО, многофункциональная платформа о цифровом искусстве masters digital и другие галереи. Masters digital показывает NFT-выставку «Химеры». Проект демонстрирует работы молодых медиахудожников из России и Казахстана, анализирующих пластику нового цифрового тела. В своей практике авторы рефлекcируют на тему гибридности физического и цифрового тела (Юлия Низамутдинова/Julia Cyberflora, Ринат Абдрахманов/L’bank) и переосмысляют классические образы из истории визуальной культуры: в работах рассматриваются изображения маски и черепа от жанра vanitas и театральных фантасмагорий (Мария Архипова, Кирилл Рейв) до современных цифровых аватаров (Алексей Ефремов/Solar.w).

Григорий Киргизов. «Исток формы». 2021. Фото: Ярмарка искусства «1703»
Григорий Киргизов. «Исток формы». 2021.
Фото: Ярмарка искусства «1703»

Проекты, представляемые центром Art & Science Университета ИТМО, исследуют границы виртуального пространства, экспериментируют с традиционными материалами, преломляя их через использование научно-исследовательских методов и привнося в выставочное пространство лабораторную эстетику.

«1703»: секция «Коллекции»

Центральная тема «1703» в этом году — коллекционирование, поэтому на первом этаже ЦВЗ «Манеж» в фокус попала экспозиция работ из частных коллекций с кураторскими зонами знаковых галерей Петербурга — Marina Gisich Gallery и КGallery. Задача некоммерческой секции ярмарки — рассказать аудитории о современных практиках формирования коллекций, подчеркнуть важность коллекционеров как одной из движущих сил художественного процесса.

To Be With Art («Быть с искусством»)
Куратор — Марина Гисич (Marina Gisich Gallery)
Современное искусство из частных коллекций игроков клуба «Зенит» и коллекции Marina Gisich Gallery

1. Марина Гисич (Marina Gisich Gallery). 2. Таня Ахметгалиева. Double. 2015. Коллекция семьи Малафеевых. Фото: Ярмарка искусства «1703»
1. Марина Гисич (Marina Gisich Gallery). 2. Таня Ахметгалиева. Double. 2015. Коллекция семьи Малафеевых.
Фото: Ярмарка искусства «1703»

Что значит быть с искусством в наше время? Образ жизни? Образ мышления? Быть причастным к чему-то, что неподвластно времени и пространству? Задача галерейного бизнеса в России сегодня — не только продажа отдельных произведений, но и продвижение определенного образа жизни, находящегося в диалоге с искусством, рождающимся в современном нам поколении. Быть с искусством не обязательно означает обладать, тем не менее этот раздел ярмарки посвящается героям своего времени — коллекционерам, позволившим себе однажды приоткрыть дверь в другой мир. Для первого выпуска ярмарки команда Marina Gisich Gallery, одной из старейших и наиболее опытных галерей из Санкт-Петербурга, подготовила особый выставочный проект, очень тесно связанный с городом.

«Быть с искусством» — так называлась книга-исследование, вышедшая к 20-летнему юбилею галереи. На протяжении более чем десяти лет особое место среди коллекционеров галереи занимает ряд известных спортсменов футбольного клуба «Зенит». С 2011 года в процессе кропотливой совместной работы сложились замечательные коллекции — на сегодняшний день в семейных собраниях шести игроков клуба находится около 100 произведений, представляющих срез современного искусства России, где особое внимание уделено петербургским авторам. Выставка в Манеже — возможность поделиться опытом доверительных отношений между галеристом и коллекционером, ставших «командной игрой». В рамках To Be With Art также будут представлены знаковые произведения из личной коллекции Марины Гисич.

«Одиннадцать»
Куратор — Кристина Березовская (KGallery)
Избранные произведения художников группы «Одиннадцать» из коллекции KGallery, Санкт-Петербург

Для некоммерческого проекта ярмарки «1703» KGallery представляет работы художников из группы «Одиннадцать», получившей свое название после знаменитой выставки 1972 года, организованной в новом выставочном зале СХ РСФСР на Охте по инициативе художников Германа Егошина и Валерия Ватенина. В ней принимали участие 11 человек, представлявших «левое» крыло ЛОСХ, благодаря чему за ней закрепилось неофициальное название «выставки одиннадцати».

В собрании KGallery представлен каждый художник группы. Это золотой фонд галереи, хиты коллекции. В экспозиции участвуют работы Завена Аршакуни, Евгении Антиповой, Валентины Рахиной, Бориса Шаманова, Валерия Ватенина, Ярослава Крестовского и Виктора Тетерина, Германа Егошина, Леонида Ткаченко, Виталия Тюленина и Константина Симуна.

1. Кристина Березовская, KGallery (Санкт-Петербург). 2. Валерий Ватенин. «Узор». 1967. Коллекция KGallery. Фото: Ярмарка искусства «1703»
1. Кристина Березовская, KGallery (Санкт-Петербург). 2. Валерий Ватенин. «Узор». 1967. Коллекция KGallery.
Фото: Ярмарка искусства «1703»

Кристина Березовская, KGallery (Санкт-Петербург)

Решение выбрать именно произведения группы «Одиннадцать» мотивировано тем, что, несмотря на то что работы художников неоднократно выставлялись на групповых и персональных выставках в государственных музеях России, частных галереях и пространствах в нашей стране и за рубежом, их творчество все равно не так хорошо известно широкому зрителю, и лишний раз напомнить о таланте каждого участника «Одиннадцати» показалось нам наиболее удачной идеей. Кроме того, в 2022 году исполняется 50 лет первой совместной выставке «Одиннадцати», и это совпадение тоже не хотелось упускать.

«1703»: лекторий от школы Masters

Цикл дискуссий и лекций для гостей и участников ярмарки «1703» подготовила команда школы Masters. Ведущие специалисты в сфере искусства, кураторы и галеристы, среди которых Марина Гисич, Александра Лекомцева, Анна Нова, Алиса Прудникова, поделятся опытом и расскажут о поддержке молодых художников, будущем галерейного бизнеса, секретах коллекционирования и тенденциях в диджитал- и NFT-искусстве. Темы дискуссий: «Галерейный бизнес в России: перспективы и этапы развития», «Молодые художники», «Коллекции и коллекционирование», «Государственные и частные музеи: что дальше?», «Цифровое искусство», «Новый Петербург», «NFT сегодня. Главные и последние тенденции», «PR и продвижение. Главные продажи по списку UBS» и «Как начать разбираться в современном искусстве. Ярмарки: зачем они нужны».

Полина Бондарева, школа Masters. Фото: Ярмарка искусства «1703»
Полина Бондарева, школа Masters.
Фото: Ярмарка искусства «1703»

Полина Бондарева, школа Masters

Наконец в Северной столице появится свой концепт ярмарки, где будет фокус на российское искусство и возможность показать больше наших художников. Мне кажется, дни проведения ПМЭФ — это лучшее время, когда можно не только собрать на одной площадке арт-сообщество, но и привлечь новую аудиторию бизнеса, которая становится активным игроком на этом рынке. Сейчас главной задачей является показать хорошее российское искусство и основные галереи, которые приведут своих коллекционеров, а также познакомить широкую аудиторию с форматом ярмарки и с помощью образовательной программы расширить ее.

За расписанием образовательной программы можно следить на официальном сайте и в сообществах «1703» в социальных сетях.

Материалы по теме:
Петербургу — новая ярмарка
Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+