18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Механизм отчуждения рассматривают в Московском музее современного искусства

Ирина Корина. «Салют». Из серии «Все сбудется». 2018. Фрагмент. Фото: ММОМА
Ирина Корина. «Салют». Из серии «Все сбудется». 2018. Фрагмент.
Фото: ММОМА
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Куратор очередной выставки в программе «Коллекция. Точка обзора» Ольга Турчина выбрала из собрания Московского музея современного искусства работы, которые иллюстрируют отчуждение, отрешенность и дистанцирование

Очередная выставка программы «Коллекция. Точка обзора» отличается камерным форматом и динамичным ритмом показа. На сей раз куратор Ольга Турчина выбрала из коллекции музея работы, которые обращаются к одной из фундаментальных основ культурного мифа XX века — феномену отчуждения и энтропии, отрешенности и дистанцирования. Понятие отчуждения меняется в зависимости от эпохи, контекста и общественного строя. «Отправной точкой создания выставки стала беседа Андрея Монастырского и Иосифа Бакштейна о методологической специфике московского концептуализма. В их диалоге „механизм отчуждения“ упоминается как один из примечательных элементов его художественного языка и трактуется как немедленное предельное отчуждение от собственной продукции, будь то произведение или простое бытовое высказывание», — объясняет куратор.

Эрик Булатов. «Без названия». 1990. Фото: ММОМА
Эрик Булатов. «Без названия». 1990.
Фото: ММОМА

У художников послевоенного периода и современных авторов «механизм отчуждения» трактуется иным образом: приобретает либо обобщенный характер, либо, наоборот, обостренный, где оказывается средством побега или изоляции от слишком тяжелых, нестерпимых обстоятельств. В экспозиции художники делятся на три группы: представители послевоенного искусства (как Николай Вечтомов, Дмитрий Краснопевцев и Михаил Рогинский), концептуалисты 1970-х (Никита Алексеев, Илья Кабаков, Андрей Монастырский) и наследники концептуалистов (Аня Желудь, Ирина Корина).

Московский музей современного искусства
«Механизм отчуждения»
До 31 июля

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+