18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Еврейский музей и центр толерантности открыл новый дом для библиотеки Шнеерсона

Новый библиотечно-образовательный центр Еврейского музея и центра толерантности. Фото: Юрий Пальмин
Новый библиотечно-образовательный центр Еврейского музея и центра толерантности.
Фото: Юрий Пальмин

В библиотечно-образовательном центре представлено три уникальных книжных фонда: собрание исследовательского центра Еврейского музея, коллекция Дома еврейской книги и легендарная библиотека Шнеерсона

Если говорить об архитектурной форме, то центр представляет собой большой двухэтажный параллелепипед, вольготно разместившийся в задней части Еврейского музея и центра толерантности. Циклопические размеры Бахметьевского гаража позволили расположить внутри строение площадью 3 тыс. кв. м без малейших изменений как внешнего вида музея, так и его постоянной экспозиции. На первом этаже центра оборудовали конференц-зал, студии для занятий с детьми, выставочное пространство, на втором — ультрасовременную и стильную библиотеку. Автором концепции выступил архитектор Юрий Григорян, в деталях же проект разработали Ната Татунашвили, Наталья Масталерж и Олена Гранкина из бюро Nowadays office, которых международная платформа Architizer включила в список 100 выдающихся женщин-архитекторов. Среди других значимых проектов этого бюро — новое пространство Музеев Московского Кремля в Средних торговых рядах на Красной площади, которое готовится к открытию, концепция Арктического музея современного искусства (AMMA) в Норильске.

Сердце нового образовательного центра — библиотечное пространство на втором этаже, в котором объединились три уникальных книжных фонда: собрание исследовательского центра Еврейского музея (5,5 тыс. книг на 20 языках), коллекция Дома еврейской книги (15 тыс. единиц хранения) и легендарная библиотека Шнеерсона.

На втором этаже нового центра оборудовали ультрасовременную и стильную библиотеку. Фото: Юрий Пальмин
На втором этаже нового центра оборудовали ультрасовременную и стильную библиотеку.
Фото: Юрий Пальмин

Библиотека Шнеерсона — это несколько тысяч древнееврейских книг и редких документов, в том числе 381 манускрипт, собранные в XVIII–XIX веках хасидскими раввинами движения «Хабад» в белорусском местечке Любавичи. Название она получила в честь ребе Иосифа Ицхака Шнеерсона (1880–1950), который коллекцию систематизировал. В годы Первой мировой войны библиотеку вывезли в Москву, после революции она была национализирована, ребе Шнеерсон уехал в эмиграцию и умер в США. В 1990-е годы его потомки начали добиваться возвращения книг. Пятнадцать лет судов завели дело в тупик и прекратили музейный обмен между Россией и США.

В 2013 году собрание Шнеерсона передали Еврейскому музею, точнее — специально созданному в нем отделу Российской государственной библиотеки. И вот сейчас для этого отдела построили особое пространство. Оказываясь здесь, вы одновременно находитесь и в музее, и в РГБ: сюда попадают через отдельный вход по библиотечному читательскому билету, покупать входной билет в музей не требуется. Сотрудничество РГБ и Еврейского музея оказалось на редкость плодотворным: музей не только хранит книги, но и активно, через систему грантов, поощряет их изучение.

Обо всем этом говорили на пресс-конференции в связи с открытием нового пространства. Генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода отметил, что обладание книжными фондами, с одной стороны, налагает колоссальную ответственность, а с другой — расширяет возможности для исследований. Он также понадеялся, что запуск детских образовательных программ и другие культурные инициативы увеличат посещаемость постоянной экспозиции.

В библиотечном пространстве объединились три уникальных книжных фонда. Фото: Юрий Пальмин
В библиотечном пространстве объединились три уникальных книжных фонда.
Фото: Юрий Пальмин

Заместитель гендиректора РГБ Наталья Самойленко высказала надежду, что синергия усилий музея и библиотеки будет расти: «Мы хотим совместно делать выставки книг по иудаике, книг — арт-объектов. У Еврейского музея накоплен большой опыт, как с помощью мультимедиаресурсов сделать такие экспозиции незабываемыми».

Исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности Кристина Краснянская рассказала о научной работе институции: здесь изучают историю и культуру евреев в России со времен Петра I, проводят круглые столы, устраивают лаборатории молодых специалистов. Исследовательские гранты предназначены ученым со всего мира, — например, в прошлом году музей получил 135 заявок на изучение различных аспектов еврейской истории, из которых отобрал несколько десятков.

Помимо функциональности, само библиотечное пространство чрезвычайно красиво: оно выдержано в красно-белой авангардной гамме, часть книг стоит в открытом доступе, подсветка книжных полок создает впечатление настоящей семейной библиотеки. В центре зала находится переговорная комната со стеклянными дверями, стеклом же огорожено и помещение для работы с библиотекой Шнеерсона.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+