18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

В индийском штате Бихар придумали, как привлечь детей в музеи

Бихарский музей в Патне. Фото: Bihar Museum
Бихарский музей в Патне.
Фото: Bihar Museum
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Музей самого «молодого» штата страны, в котором половине населения меньше 25 лет, хочет обратить этот демографический перекос в свою пользу и вырастить целое поколение будущих любителей искусства

Тот факт, что в Индии огромное количество молодежи, можно рассматривать либо как помеху, либо как преимущество. Придерживаться второй — позитивной — точки зрения решил государственный Бихарский музей в Патне. Согласно последней переписи населения в Индии, Бихар является самым «молодым» штатом страны, где 58% от более чем 104 млн жителей моложе 25 лет. Музей надеется с помощью уникальной стратегии обратить этот демографический перекос в свою пользу и воспитать поколение будущих любителей искусства.

Работает схема так. С 2019 года Министерство образования Бихара выделяет каждой начальной школе штата по 20 тыс. рупий ($260), которые идут на финансирование походов учащихся в музеи (оплата проезда, входные билеты и обеды). Сумма может показаться небольшой, но, если ее умножить на 67 тыс. школ штата, имеющих право на участие в программе, получится более $17,4 млн. А это уже значительные средства для страны, где большинство государственных музеев практически не имеют программ вовлечения аудитории. Бихарский музей рассчитан на юных посетителей: экспонаты, которые разрешено трогать, этикетки на удобной для детей высоте и автоматы, где можно отчеканить собственные монеты или смоделировать археологические раскопки.

Пока программа действует только в ближайших к Патне, столице штата, районах, и коронавирус нарушил планы по расширению схемы. Но с апреля 2019-го по март 2020-го, то есть почти целый год, пока не разбушевалась пандемия, в рамках инициативы музей посетили 33 тыс. учащихся из 1 тыс. школ. Сейчас дети стабильно составляют около 25% посетителей музея, а всего его годовая посещаемость, по данным на февраль 2022 года, составляла 19 228 человек.

Бихарский музей в Патне. Фото: Bihar Museum/Wikipedia Commons
Бихарский музей в Патне.
Фото: Bihar Museum/Wikipedia Commons

«Хочется, чтобы дети дома делились с близкими восторгом от похода в музей, — говорит директор учреждения Анджани Кумар Сингх. — Думаю, что благодаря такому сарафанному радио можно заманить в музеи не только молодое поколение, но и весь штат». Сингх, бывший главный госсекретарь, тесно связанный с правительством Бихара, пришел в музей в 2018-м, через год после того, как он полностью открылся для публики.

«Многие из этих детей живут в деревнях, их родители не умеют ни читать, ни писать (уровень грамотности в Бихаре — один из самых низких в Индии. — TANR), так что даже понятие музея и искусства им совершенно чуждо, — рассказывает Сингх. — Но, несмотря на то что Бихар является одним из беднейших штатов страны, я горжусь тем, что мы первыми в Индии запустили совершенно беспрецедентный по масштабу проект. Ни один другой музей не может приблизиться к такому уровню вовлеченности молодой аудитории». Примеру Бихарского музея последовал Музей Чатрапати Шиваджи Махараджа Васту Санграхалая (CSMVS) в Мумбаи, который внедряет аналогичную схему.

По словам Сингха, есть и другая идея — пустить в тур по штату специальную фуру с фотографиями, видео и копиями экспонатов из коллекции — такую передвижную демоверсию музея. Похоже, дети в Бихаре без искусства точно не останутся.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
6
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+