Дмитрий Сухов: «Абстрактное искусство — это ребус, посвященный загадкам бытия»

Художник Дмитрий Сухов. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Художник Дмитрий Сухов.
Фото: Архив Дмитрия Сухова

Работы художника, тонко чувствующего фактуру масляной живописи, выставлялись в Art Number 23 Gallery в Афинах. В Москве прошла его персональная выставка, он принимал участие в выставочных проектах в залах Новой Третьяковки и Всероссийского музея декоративного искусства

Кроме того, за последние четыре года Дмитрий Сухов успел поучаствовать в ряде художественных проектов, вступить в Творческий союз художников России и издать роскошный каталог. Художник рассказал нам о метафизике своей живописи.

Где вы родились и выросли?

Как говорил философ и культуролог Освальд Шпенглер, в основе души любой культуры лежит ландшафт. Я верю, что это так. Я родился и вырос в сибирском городе Тара на берегу реки Иртыш. Окружающие город леса, суровый ландшафт и стремительное течение реки — все это повлияло на мое восприятие мира, заложило основы того, что позже раскрылось в моем творчестве.

Какими были ваши первые художественные опыты?

Переезд в Москву, безусловно, стал для меня главным триггером. Этот город с его вечным движением и экспрессией дал мне нужный творческий импульс. Сначала я экспериментировал с акрилом, и это помогло мне понять, что меня влечет именно живопись. Однако акрил не давал нужной фактурности на холсте, и я стал писать маслом. Я почувствовал, что это на 100% мой материал. Когда готовая картина через два года полностью высыхает, она вся преображается: где-то остается ровный мазок, а где-то появляются неровности и шероховатости. Полотно начинает жить своей жизнью, и за этим очень интересно наблюдать.

Дмитрий Сухов. L.H.B. 213 на 326 см. 2020. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. L.H.B. 213 на 326 см. 2020.
Фото: Архив Дмитрия Сухова

Работа маслом требует особого пространства, в домашних условиях писать им проблематично.

Я обожаю запах масла, но эта техника действительно требует много места и писать дома сложно. Кроме того, я довольно быстро пришел к мысли, что мои работы должны быть большого формата. Поэтому основную часть полотен я создал в последние четыре года, когда у меня появилась собственная мастерская. Сегодня это большое светлое пространство с семиметровыми потолками и панорамным видом из окон во всю стену — мое место силы.

Где вы учились живописи?

Я действую интуитивно. Для меня искусство — это прежде всего умение воплотить свои личные духовные устремления в реальной форме. Черпать вдохновение и оттачивать технику — это очень личный процесс. Я начинал с изучения работ признанных мастеров в музеях и галереях по всему миру. Безусловно, я рассматриваю вариант получения профессионального образования как следующую ступень. И у меня уже есть опыт посещения курсов в Российской академии художеств и Суриковском институте.

Дмитрий Сухов. Pervasive. 213 на 366 см. 2021. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Pervasive. 213 на 366 см. 2021.
Фото: Архив Дмитрия Сухова

В своих абстракциях вы ведете зрителя по скрытым мирам подсознания. Говоря об этом, арт-критик Игорь Дудинский даже сравнил вас со сталкером от живописи. Как вы открыли для себя мир абстрактного искусства и кто были ваши собственные сталкеры?

Сталкер — это проводник по неизведанным мирам, мне, безусловно, близко такое сравнение. С раннего детства меня интересовало то, чего мы не видим, но ощущаем: скрытые от человеческого глаза миры, движения незримых сил. Духовное, мистика и эзотерика интересуют меня всю мою сознательную жизнь. Абстрактное искусство является для меня своего рода ребусом, посвященным загадкам бытия и чему-то большему, чем набор красок, форм и букв. Если брать конкретных мастеров, которые повлияли на поиск моего собственного пути, то можно отметить Джексона Поллока, Брайса Мардена, Джоан Митчелл и, конечно же, Василия Кандинского.

Как создаются ваши работы? Какие задачи вы ставите перед собой, прежде чем начать писать? Или это путь, скорее, интуитивного творчества, сродни медитации?

Конечно, это больше медитативный процесс. У меня нет потребности отталкиваться от каких-либо форм, цвета и концептов. И да, я, скорее, следую за потоком, отключаясь от материального мира, и уже в процессе понимаю, что получается. Наверное, как творческий человек, я являюсь зеркалом всего происходящего вокруг. Природа, чувства, энергия, мои мысли и рассуждения — все это я выражаю красками на холсте.

Дмитрий Сухов. Soaring. 213 на 163 см. 2019. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Soaring. 213 на 163 см. 2019.
Фото: Архив Дмитрия Сухова

А бывает ли так, что образ не рождается и картина остается незавершенной?

Скорее, нет. Как правило, пазл моих мыслей и чувств складывается ближе к окончанию работы, и тогда я считаю картину завершенной. Но иногда бывает, что он не проявляется очень долгое время и мне приходится возвращаться в мастерскую снова и снова. На этом этапе я могу очень многое переделать, а могу добавить лишь одну линию или точку, чтобы считать картину оконченной.

Одно из отличий ваших композиций — это линии, начертанные поверх живописной массы. Метафизические клубки, которые уводят зрителя в потусторонние миры внеземного бытия. Как появилась идея населять полотна этими линиями-нитями?

Эти линии меня преследуют с детства и отчасти повторяют очертания реки Иртыш, на берегах которой я вырос. В школьные годы в моменты задумчивости я изрисовывал ими все свои тетрадки. Но на полотнах они появились не сразу. Вначале это была абсолютно бесформенная абстракция: масло и экспрессия.

Потом постепенно появились линии, и сегодня я уже не могу от них отказаться. Чисто технически они помогают играть с контрастами, сопоставлять пустоту и красочную наполненность, превращать свет в цвет.

Дмитрий Сухов. Deep.143 на 193 см. 2020. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Deep.143 на 193 см. 2020.
Фото: Архив Дмитрия Сухова

Есть ли направления в современном искусстве, которые вас особенно интересуют и которым вы хотели бы соответствовать?

Я не из тех художников, которые соответствуют какой-либо конкретной эстетике. Эстетика для меня — это более объемное понятие. Оно сосредоточено на трансляции современного мироощущения и формировании новых смыслов. Именно на это я и ориентируюсь в своих работах. Но если говорить об актуальных трендах в современной эстетике, то мне ближе всего красочный дизайн в стиле группы «Мемфис».

Как вы продвигали свое искусство?

Искусственное нагнетание интереса к творчеству — это всегда нечестная сделка. С собой, с совестью художника, со зрителями. Если по-настоящему попадаешь в импульс времени, если честен сам с собой, то и пространство отзывается как зеркало. Творчество начинает вызывать интерес, и художник подпитывается этой атмосферой. И тогда появляются почитатели, тебя замечают кураторы. В моем случае это была Василиса Литвинова, эксперт по абстрактному экспрессионизму. Появился интерес у коллекционеров. Стали приглашать участвовать в выставках. И в целом все произошло органично.

Дмитрий Сухов. L.H.B. 2020. Фрагмент. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Soaring. 2019. Фрагмент. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Deep. 2020. Фрагмент. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. L.H.B. 2020. Фрагмент. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Pervasive. 2021. Фрагмент. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Pervasive. 2021. Фрагмент. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. L.H.B. 2020. Фрагмент.
Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Soaring. 2019. Фрагмент.
Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Deep. 2020. Фрагмент.
Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. L.H.B. 2020. Фрагмент.
Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Pervasive. 2021. Фрагмент.
Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Pervasive. 2021. Фрагмент.
Фото: Архив Дмитрия Сухова

Где в ближайшее время можно будет увидеть ваши работы?

Благодаря выставке во Всероссийском музее декоративного искусства «Авангард: от русской архаики к современному искусству», которая прошла в мае, мной заинтересовалась сеть отелей в Эмиратах. Им понравилось несколько моих картин, и сейчас наше сотрудничество на стадии обсуждения. Кроме того, в настоящее время идет подготовка к еще нескольким совместным проектам в России, выставки запланированы на ближайший год. Также есть шанс выставиться во Флоренции. Одной из известных галерей очень понравились мои работы, и мы сейчас также начинаем сотрудничать.

Партнерский материал
suhovdima.com

Самое читаемое:
1
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
Археологи, работающие на территории объекта, возраст которого составляет около 7 тыс. лет, каталогизировали более 500 менгиров
07.09.2022
В Испании на будущей плантации авокадо обнаружили большой мегалитический комплекс
2
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
А также «Египетский сервиз» Наполеона, фламандцы и носороги — собрали для вас все самое лучшее в грядущем выставочном сезоне Москвы и Петербурга
02.09.2022
Главные выставки осени: от палеолитических венер до Мельникова
3
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
Во время своего правления Елизавета II открыла Королевскую коллекцию для публики. Одно из последних великих европейских королевских собраний, сохранившихся в неприкосновенности, представляет собой ретроспективу вкусов за более чем 500 лет
09.09.2022
Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства
4
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
Анализ полотна «Молочница» Яна Вермеера перед его большой выставкой в Рейксмузеуме показывает, что художник работал намного быстрее, чем предполагалось ранее, и жертвовал деталями в пользу лаконичности
09.09.2022
Ученые рассмотрели новые детали на «Молочнице» Вермеера
5
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова вместе с коллегами рассказала о новых приобретениях и раскрыла подробности будущих выставок
21.09.2022
Третьяковка покажет проекты, посвященные Дягилеву, Рериху и Грабарю
6
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
Таинственную коллекцию, которую десятилетиями прятал наследник нацистского арт-дилера, покажут на выставке в Швейцарии после подробного исследования
05.09.2022
Художественный музей Берна расскажет все, что узнал о коллекции Гурлитта
7
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Рассказ о костюмах, которые создавала для классических советских фильмов художница Ольга Кручинина, открывает серию книг, посвященных представителям этой славной, но не всеми по достоинству ценимой профессии
16.09.2022
Материальная база отечественных киногрез: костюмы для героев
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+