Дмитрий Сухов: «Абстрактное искусство — это ребус, посвященный загадкам бытия»

Художник Дмитрий Сухов. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Художник Дмитрий Сухов.
Фото: Архив Дмитрия Сухова

Работы художника, тонко чувствующего фактуру масляной живописи, выставлялись в Art Number 23 Gallery в Афинах. В Москве прошла его персональная выставка, он принимал участие в выставочных проектах в залах Новой Третьяковки и Всероссийского музея декоративного искусства

Кроме того, за последние четыре года Дмитрий Сухов успел поучаствовать в ряде художественных проектов, вступить в Творческий союз художников России и издать роскошный каталог. Художник рассказал нам о метафизике своей живописи.

Где вы родились и выросли?

Как говорил философ и культуролог Освальд Шпенглер, в основе души любой культуры лежит ландшафт. Я верю, что это так. Я родился и вырос в сибирском городе Тара на берегу реки Иртыш. Окружающие город леса, суровый ландшафт и стремительное течение реки — все это повлияло на мое восприятие мира, заложило основы того, что позже раскрылось в моем творчестве.

Какими были ваши первые художественные опыты?

Переезд в Москву, безусловно, стал для меня главным триггером. Этот город с его вечным движением и экспрессией дал мне нужный творческий импульс. Сначала я экспериментировал с акрилом, и это помогло мне понять, что меня влечет именно живопись. Однако акрил не давал нужной фактурности на холсте, и я стал писать маслом. Я почувствовал, что это на 100% мой материал. Когда готовая картина через два года полностью высыхает, она вся преображается: где-то остается ровный мазок, а где-то появляются неровности и шероховатости. Полотно начинает жить своей жизнью, и за этим очень интересно наблюдать.

Дмитрий Сухов. L.H.B. 213 на 326 см. 2020. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. L.H.B. 213 на 326 см. 2020.
Фото: Архив Дмитрия Сухова

Работа маслом требует особого пространства, в домашних условиях писать им проблематично.

Я обожаю запах масла, но эта техника действительно требует много места и писать дома сложно. Кроме того, я довольно быстро пришел к мысли, что мои работы должны быть большого формата. Поэтому основную часть полотен я создал в последние четыре года, когда у меня появилась собственная мастерская. Сегодня это большое светлое пространство с семиметровыми потолками и панорамным видом из окон во всю стену — мое место силы.

Где вы учились живописи?

Я действую интуитивно. Для меня искусство — это прежде всего умение воплотить свои личные духовные устремления в реальной форме. Черпать вдохновение и оттачивать технику — это очень личный процесс. Я начинал с изучения работ признанных мастеров в музеях и галереях по всему миру. Безусловно, я рассматриваю вариант получения профессионального образования как следующую ступень. И у меня уже есть опыт посещения курсов в Российской академии художеств и Суриковском институте.

Дмитрий Сухов. Pervasive. 213 на 366 см. 2021. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Pervasive. 213 на 366 см. 2021.
Фото: Архив Дмитрия Сухова

В своих абстракциях вы ведете зрителя по скрытым мирам подсознания. Говоря об этом, арт-критик Игорь Дудинский даже сравнил вас со сталкером от живописи. Как вы открыли для себя мир абстрактного искусства и кто были ваши собственные сталкеры?

Сталкер — это проводник по неизведанным мирам, мне, безусловно, близко такое сравнение. С раннего детства меня интересовало то, чего мы не видим, но ощущаем: скрытые от человеческого глаза миры, движения незримых сил. Духовное, мистика и эзотерика интересуют меня всю мою сознательную жизнь. Абстрактное искусство является для меня своего рода ребусом, посвященным загадкам бытия и чему-то большему, чем набор красок, форм и букв. Если брать конкретных мастеров, которые повлияли на поиск моего собственного пути, то можно отметить Джексона Поллока, Брайса Мардена, Джоан Митчелл и, конечно же, Василия Кандинского.

Как создаются ваши работы? Какие задачи вы ставите перед собой, прежде чем начать писать? Или это путь, скорее, интуитивного творчества, сродни медитации?

Конечно, это больше медитативный процесс. У меня нет потребности отталкиваться от каких-либо форм, цвета и концептов. И да, я, скорее, следую за потоком, отключаясь от материального мира, и уже в процессе понимаю, что получается. Наверное, как творческий человек, я являюсь зеркалом всего происходящего вокруг. Природа, чувства, энергия, мои мысли и рассуждения — все это я выражаю красками на холсте.

Дмитрий Сухов. Soaring. 213 на 163 см. 2019. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Soaring. 213 на 163 см. 2019.
Фото: Архив Дмитрия Сухова

А бывает ли так, что образ не рождается и картина остается незавершенной?

Скорее, нет. Как правило, пазл моих мыслей и чувств складывается ближе к окончанию работы, и тогда я считаю картину завершенной. Но иногда бывает, что он не проявляется очень долгое время и мне приходится возвращаться в мастерскую снова и снова. На этом этапе я могу очень многое переделать, а могу добавить лишь одну линию или точку, чтобы считать картину оконченной.

Одно из отличий ваших композиций — это линии, начертанные поверх живописной массы. Метафизические клубки, которые уводят зрителя в потусторонние миры внеземного бытия. Как появилась идея населять полотна этими линиями-нитями?

Эти линии меня преследуют с детства и отчасти повторяют очертания реки Иртыш, на берегах которой я вырос. В школьные годы в моменты задумчивости я изрисовывал ими все свои тетрадки. Но на полотнах они появились не сразу. Вначале это была абсолютно бесформенная абстракция: масло и экспрессия.

Потом постепенно появились линии, и сегодня я уже не могу от них отказаться. Чисто технически они помогают играть с контрастами, сопоставлять пустоту и красочную наполненность, превращать свет в цвет.

Дмитрий Сухов. Deep.143 на 193 см. 2020. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Deep.143 на 193 см. 2020.
Фото: Архив Дмитрия Сухова

Есть ли направления в современном искусстве, которые вас особенно интересуют и которым вы хотели бы соответствовать?

Я не из тех художников, которые соответствуют какой-либо конкретной эстетике. Эстетика для меня — это более объемное понятие. Оно сосредоточено на трансляции современного мироощущения и формировании новых смыслов. Именно на это я и ориентируюсь в своих работах. Но если говорить об актуальных трендах в современной эстетике, то мне ближе всего красочный дизайн в стиле группы «Мемфис».

Как вы продвигали свое искусство?

Искусственное нагнетание интереса к творчеству — это всегда нечестная сделка. С собой, с совестью художника, со зрителями. Если по-настоящему попадаешь в импульс времени, если честен сам с собой, то и пространство отзывается как зеркало. Творчество начинает вызывать интерес, и художник подпитывается этой атмосферой. И тогда появляются почитатели, тебя замечают кураторы. В моем случае это была Василиса Литвинова, эксперт по абстрактному экспрессионизму. Появился интерес у коллекционеров. Стали приглашать участвовать в выставках. И в целом все произошло органично.

Дмитрий Сухов. L.H.B. 2020. Фрагмент. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Soaring. 2019. Фрагмент. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Deep. 2020. Фрагмент. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. L.H.B. 2020. Фрагмент. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Pervasive. 2021. Фрагмент. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Pervasive. 2021. Фрагмент. Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. L.H.B. 2020. Фрагмент.
Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Soaring. 2019. Фрагмент.
Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Deep. 2020. Фрагмент.
Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. L.H.B. 2020. Фрагмент.
Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Pervasive. 2021. Фрагмент.
Фото: Архив Дмитрия Сухова
Дмитрий Сухов. Pervasive. 2021. Фрагмент.
Фото: Архив Дмитрия Сухова

Где в ближайшее время можно будет увидеть ваши работы?

Благодаря выставке во Всероссийском музее декоративного искусства «Авангард: от русской архаики к современному искусству», которая прошла в мае, мной заинтересовалась сеть отелей в Эмиратах. Им понравилось несколько моих картин, и сейчас наше сотрудничество на стадии обсуждения. Кроме того, в настоящее время идет подготовка к еще нескольким совместным проектам в России, выставки запланированы на ближайший год. Также есть шанс выставиться во Флоренции. Одной из известных галерей очень понравились мои работы, и мы сейчас также начинаем сотрудничать.

Партнерский материал
suhovdima.com

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+