18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ферменты помогут реставраторам спасти трофейные знамена

Знамя. Саксония, 1810-е. Фрагмент после реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле». Фото: ГосНИИР
Знамя. Саксония, 1810-е. Фрагмент после реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле».
Фото: ГосНИИР
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Впервые в России разработана методика удаления состаренных крахмальных клеев с исторического текстиля при помощи энзимов. Практический опыт работы с ферментами уже дает первые результаты, позволяющие говорить о хороших перспективах

Энзимы, или ферменты, те самые, которые помогают нам переваривать пищу, используются в реставрации уже несколько десятилетий. Эти белки действуют как органические катализаторы, значительно повышая скорость химических реакций. С их помощью крупные молекулы расщепляются на более мелкие, легко удаляемые растворимые фрагменты. Например, с помощью энзимов удается удалить белковые и жировые пятна, старые реставрационные клеи на основе крахмала. В Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР) впервые в нашей стране создана методика удаления состаренных крахмальных клеев с исторического текстиля.

Для бумаги и пергамента подобная технология применяется достаточно широко. Энзимы действуют на поверхности мягко и быстро, среди проблем работы с ними — только необходимость легкого, до 40–50 градусов, нагрева и последующих тщательных промывок.

Энзимы незаменимы при удалении старых реставрационных заклеек, под которыми бумага желтеет, делается ломкой и хрупкой, или если надо разделить слипшиеся от протечек листы.

Например, в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге успешно работают с отечественным комплексным препаратом. С его помощью, как рассказала на научно-методическом семинаре, собравшем в ГосНИИР специалистов из крупнейших музеев и реставрационных мастерских России, Екатерина Трепова из РНБ, удалили старые заклейки конденсаторной бумагой (тончайшая прозрачная техническая бумага) с огромного фонда старых газет — 96 подшивок из более чем 500 листов. Так же был освобожден от старых заклеек Гомилиарий (сборник проповедей) XV века, приехавший в Санкт-Петербург на реставрацию из армянского Матенадарана. Этим способом удаляют и остатки мучного клея, и застарелые жировые загрязнения на уголках страниц.

Знамя. Саксония, 1810-е. До реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле». Фото: ГосНИИР
Знамя. Саксония, 1810-е. До реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле».
Фото: ГосНИИР

В 2014–2016 годах реставраторы столкнулись с проблемой спасения трофейных знамен, захваченных в ходе Отечественной войны 1812 года. До 1912–1913 годов эти знамена и штандарты были выставлены в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, после чего многие из них были переданы в Москву для планировавшегося, но так и не осуществленного проекта — музея 1812 года. Позже их перераспределили в разные музеи России. В Казанском соборе остались французские знамена, которые находились там (после нескольких реставраций советской эпохи) до 2016 года, когда их заменили копиями. Все знамена были проклеены мучным клеем — прежде он считался оптимальным для реставрации тканей. Однако теперь, когда знамена находятся в руинированном состоянии, его оказалось невозможно удалить: при водной очистке ткань оставалась хрупкой.

Первый опыт был получен при реставрации баварского королевского знамени 1808 года с гербом короля Максимилиана-Иосифа из собрания Государственного Эрмитажа. Сохранившиеся фрагменты знамени из плотного шелка были бессистемно наклеены — мучным и белковым клеем — на мелкоячеистый шелковый тюль. Они были насквозь пропитаны клеем, пересушены, потеряли эластичность, отслаивались и откалывались от дублировки. В Эрмитаже испытания по подбору технологии вначале проводили на искусственно состаренных образцах шелка, потом на подлинных фрагментах. Когда ткань, обработанную комплексом ферментов, удалось снять с дублировочного тюля, оказалось, что двуцветная кайма и центральная часть с вышитым гербом относятся к разным знаменам.

Знамя. Саксония, 1810-е. После реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле». Фото: ГосНИИР
Знамя. Саксония, 1810-е. После реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле».
Фото: ГосНИИР

Однако этот пример оставался единичным. А трофейных знамен 1812 года, которые из-за хрупкости невозможно даже развернуть, не менее десятка. Например, в Государственном историческом музее находится знамя саксонского пехотного полка Koenig на древке. Еще в начале XX века это знамя было наклеено на хлопчатобумажную сетку — грубо, без очистки. Вышивка насквозь пропиталась клеем, из-за этого ткань теперь сухая и хрупкая. Как рассказала Екатерина Барабанова, художник-реставратор ГИМа, водная очистка не спасает: клей просто набухает, но в воду не переходит. В мастерской сделали несколько тестов с энзимами, используя образцы старой ткани, на которой тренировался стажер-реставратор в 1960-х. Результаты были хорошими, но на всем знамени применить технологию пока не решились.

Поэтому работа, проведенная в ГосНИИР химиком-технологом Еленой Малачевской и реставратором Юлией Хребтовой, стала большим шагом вперед и дает старым знаменам надежду на жизнь. Используя образцы разного типа, они создали методику удаления состаренных крахмальных клеев с исторического текстиля с использованием энзимов, и теперь она может применяться другими реставраторами.

Практический опыт уже есть: в институте восстановлено знамя саксонского пехотного полка Prinz Anton из коллекции Музея-заповедника «Бородинское поле». Над тканью работали без погружения ее в раствор, влажным «бутербродом», на вакуумном столе с подогревом, с последующим промыванием дистиллированной водой. Хотя вопросы еще остались (например, как ферменты будут взаимодействовать с металлами, ведь на знаменах бывает вышивка металлической нитью), основа метода уже заложена.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
Произведения из коллекций 27 музеев России, представленные на выставке в Санкт-Петербурге, отдают дань традициям и эстетике импрессионизма, которые находили отражение в советском изобразительном искусстве разных лет
27.02.2024
Импрессионизм как источник света в условиях нехватки воздуха
5
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
6
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
7
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+