18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ферменты помогут реставраторам спасти трофейные знамена

Знамя. Саксония, 1810-е. Фрагмент после реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле». Фото: ГосНИИР
Знамя. Саксония, 1810-е. Фрагмент после реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле».
Фото: ГосНИИР
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Впервые в России разработана методика удаления состаренных крахмальных клеев с исторического текстиля при помощи энзимов. Практический опыт работы с ферментами уже дает первые результаты, позволяющие говорить о хороших перспективах

Энзимы, или ферменты, те самые, которые помогают нам переваривать пищу, используются в реставрации уже несколько десятилетий. Эти белки действуют как органические катализаторы, значительно повышая скорость химических реакций. С их помощью крупные молекулы расщепляются на более мелкие, легко удаляемые растворимые фрагменты. Например, с помощью энзимов удается удалить белковые и жировые пятна, старые реставрационные клеи на основе крахмала. В Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР) впервые в нашей стране создана методика удаления состаренных крахмальных клеев с исторического текстиля.

Для бумаги и пергамента подобная технология применяется достаточно широко. Энзимы действуют на поверхности мягко и быстро, среди проблем работы с ними — только необходимость легкого, до 40–50 градусов, нагрева и последующих тщательных промывок.

Энзимы незаменимы при удалении старых реставрационных заклеек, под которыми бумага желтеет, делается ломкой и хрупкой, или если надо разделить слипшиеся от протечек листы.

Например, в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге успешно работают с отечественным комплексным препаратом. С его помощью, как рассказала на научно-методическом семинаре, собравшем в ГосНИИР специалистов из крупнейших музеев и реставрационных мастерских России, Екатерина Трепова из РНБ, удалили старые заклейки конденсаторной бумагой (тончайшая прозрачная техническая бумага) с огромного фонда старых газет — 96 подшивок из более чем 500 листов. Так же был освобожден от старых заклеек Гомилиарий (сборник проповедей) XV века, приехавший в Санкт-Петербург на реставрацию из армянского Матенадарана. Этим способом удаляют и остатки мучного клея, и застарелые жировые загрязнения на уголках страниц.

Знамя. Саксония, 1810-е. До реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле». Фото: ГосНИИР
Знамя. Саксония, 1810-е. До реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле».
Фото: ГосНИИР

В 2014–2016 годах реставраторы столкнулись с проблемой спасения трофейных знамен, захваченных в ходе Отечественной войны 1812 года. До 1912–1913 годов эти знамена и штандарты были выставлены в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, после чего многие из них были переданы в Москву для планировавшегося, но так и не осуществленного проекта — музея 1812 года. Позже их перераспределили в разные музеи России. В Казанском соборе остались французские знамена, которые находились там (после нескольких реставраций советской эпохи) до 2016 года, когда их заменили копиями. Все знамена были проклеены мучным клеем — прежде он считался оптимальным для реставрации тканей. Однако теперь, когда знамена находятся в руинированном состоянии, его оказалось невозможно удалить: при водной очистке ткань оставалась хрупкой.

Первый опыт был получен при реставрации баварского королевского знамени 1808 года с гербом короля Максимилиана-Иосифа из собрания Государственного Эрмитажа. Сохранившиеся фрагменты знамени из плотного шелка были бессистемно наклеены — мучным и белковым клеем — на мелкоячеистый шелковый тюль. Они были насквозь пропитаны клеем, пересушены, потеряли эластичность, отслаивались и откалывались от дублировки. В Эрмитаже испытания по подбору технологии вначале проводили на искусственно состаренных образцах шелка, потом на подлинных фрагментах. Когда ткань, обработанную комплексом ферментов, удалось снять с дублировочного тюля, оказалось, что двуцветная кайма и центральная часть с вышитым гербом относятся к разным знаменам.

Знамя. Саксония, 1810-е. После реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле». Фото: ГосНИИР
Знамя. Саксония, 1810-е. После реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле».
Фото: ГосНИИР

Однако этот пример оставался единичным. А трофейных знамен 1812 года, которые из-за хрупкости невозможно даже развернуть, не менее десятка. Например, в Государственном историческом музее находится знамя саксонского пехотного полка Koenig на древке. Еще в начале XX века это знамя было наклеено на хлопчатобумажную сетку — грубо, без очистки. Вышивка насквозь пропиталась клеем, из-за этого ткань теперь сухая и хрупкая. Как рассказала Екатерина Барабанова, художник-реставратор ГИМа, водная очистка не спасает: клей просто набухает, но в воду не переходит. В мастерской сделали несколько тестов с энзимами, используя образцы старой ткани, на которой тренировался стажер-реставратор в 1960-х. Результаты были хорошими, но на всем знамени применить технологию пока не решились.

Поэтому работа, проведенная в ГосНИИР химиком-технологом Еленой Малачевской и реставратором Юлией Хребтовой, стала большим шагом вперед и дает старым знаменам надежду на жизнь. Используя образцы разного типа, они создали методику удаления состаренных крахмальных клеев с исторического текстиля с использованием энзимов, и теперь она может применяться другими реставраторами.

Практический опыт уже есть: в институте восстановлено знамя саксонского пехотного полка Prinz Anton из коллекции Музея-заповедника «Бородинское поле». Над тканью работали без погружения ее в раствор, влажным «бутербродом», на вакуумном столе с подогревом, с последующим промыванием дистиллированной водой. Хотя вопросы еще остались (например, как ферменты будут взаимодействовать с металлами, ведь на знаменах бывает вышивка металлической нитью), основа метода уже заложена.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
3
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
4
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
5
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
6
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
В программе фестиваля, который пройдет с 4 по 20 июля, турнир нытиков, «жалкие свидания» и псевдосвоп с вещами, владельцы которых не хотят с ними расставаться
02.07.2025
«ГЭС-2» устраивает фестиваль нытья «Жалкая осень»
7
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Коллекция произведений художников объединения «Голубая роза» перед отправкой в новый музей будет представлена на выставке в частной галерее
30.06.2025
Картины, подаренные Валерием Дудаковым Нижнему Новгороду, покажут в Москве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+