Ферменты помогут реставраторам спасти трофейные знамена

Знамя. Саксония, 1810-е. Фрагмент после реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле». Фото: ГосНИИР
Знамя. Саксония, 1810-е. Фрагмент после реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле».
Фото: ГосНИИР
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Впервые в России разработана методика удаления состаренных крахмальных клеев с исторического текстиля при помощи энзимов. Практический опыт работы с ферментами уже дает первые результаты, позволяющие говорить о хороших перспективах

Энзимы, или ферменты, те самые, которые помогают нам переваривать пищу, используются в реставрации уже несколько десятилетий. Эти белки действуют как органические катализаторы, значительно повышая скорость химических реакций. С их помощью крупные молекулы расщепляются на более мелкие, легко удаляемые растворимые фрагменты. Например, с помощью энзимов удается удалить белковые и жировые пятна, старые реставрационные клеи на основе крахмала. В Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР) впервые в нашей стране создана методика удаления состаренных крахмальных клеев с исторического текстиля.

Для бумаги и пергамента подобная технология применяется достаточно широко. Энзимы действуют на поверхности мягко и быстро, среди проблем работы с ними — только необходимость легкого, до 40–50 градусов, нагрева и последующих тщательных промывок.

Энзимы незаменимы при удалении старых реставрационных заклеек, под которыми бумага желтеет, делается ломкой и хрупкой, или если надо разделить слипшиеся от протечек листы.

Например, в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге успешно работают с отечественным комплексным препаратом. С его помощью, как рассказала на научно-методическом семинаре, собравшем в ГосНИИР специалистов из крупнейших музеев и реставрационных мастерских России, Екатерина Трепова из РНБ, удалили старые заклейки конденсаторной бумагой (тончайшая прозрачная техническая бумага) с огромного фонда старых газет — 96 подшивок из более чем 500 листов. Так же был освобожден от старых заклеек Гомилиарий (сборник проповедей) XV века, приехавший в Санкт-Петербург на реставрацию из армянского Матенадарана. Этим способом удаляют и остатки мучного клея, и застарелые жировые загрязнения на уголках страниц.

Знамя. Саксония, 1810-е. До реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле». Фото: ГосНИИР
Знамя. Саксония, 1810-е. До реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле».
Фото: ГосНИИР

В 2014–2016 годах реставраторы столкнулись с проблемой спасения трофейных знамен, захваченных в ходе Отечественной войны 1812 года. До 1912–1913 годов эти знамена и штандарты были выставлены в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, после чего многие из них были переданы в Москву для планировавшегося, но так и не осуществленного проекта — музея 1812 года. Позже их перераспределили в разные музеи России. В Казанском соборе остались французские знамена, которые находились там (после нескольких реставраций советской эпохи) до 2016 года, когда их заменили копиями. Все знамена были проклеены мучным клеем — прежде он считался оптимальным для реставрации тканей. Однако теперь, когда знамена находятся в руинированном состоянии, его оказалось невозможно удалить: при водной очистке ткань оставалась хрупкой.

Первый опыт был получен при реставрации баварского королевского знамени 1808 года с гербом короля Максимилиана-Иосифа из собрания Государственного Эрмитажа. Сохранившиеся фрагменты знамени из плотного шелка были бессистемно наклеены — мучным и белковым клеем — на мелкоячеистый шелковый тюль. Они были насквозь пропитаны клеем, пересушены, потеряли эластичность, отслаивались и откалывались от дублировки. В Эрмитаже испытания по подбору технологии вначале проводили на искусственно состаренных образцах шелка, потом на подлинных фрагментах. Когда ткань, обработанную комплексом ферментов, удалось снять с дублировочного тюля, оказалось, что двуцветная кайма и центральная часть с вышитым гербом относятся к разным знаменам.

Знамя. Саксония, 1810-е. После реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле». Фото: ГосНИИР
Знамя. Саксония, 1810-е. После реставрации. Музей-заповедник «Бородинское поле».
Фото: ГосНИИР

Однако этот пример оставался единичным. А трофейных знамен 1812 года, которые из-за хрупкости невозможно даже развернуть, не менее десятка. Например, в Государственном историческом музее находится знамя саксонского пехотного полка Koenig на древке. Еще в начале XX века это знамя было наклеено на хлопчатобумажную сетку — грубо, без очистки. Вышивка насквозь пропиталась клеем, из-за этого ткань теперь сухая и хрупкая. Как рассказала Екатерина Барабанова, художник-реставратор ГИМа, водная очистка не спасает: клей просто набухает, но в воду не переходит. В мастерской сделали несколько тестов с энзимами, используя образцы старой ткани, на которой тренировался стажер-реставратор в 1960-х. Результаты были хорошими, но на всем знамени применить технологию пока не решились.

Поэтому работа, проведенная в ГосНИИР химиком-технологом Еленой Малачевской и реставратором Юлией Хребтовой, стала большим шагом вперед и дает старым знаменам надежду на жизнь. Используя образцы разного типа, они создали методику удаления состаренных крахмальных клеев с исторического текстиля с использованием энзимов, и теперь она может применяться другими реставраторами.

Практический опыт уже есть: в институте восстановлено знамя саксонского пехотного полка Prinz Anton из коллекции Музея-заповедника «Бородинское поле». Над тканью работали без погружения ее в раствор, влажным «бутербродом», на вакуумном столе с подогревом, с последующим промыванием дистиллированной водой. Хотя вопросы еще остались (например, как ферменты будут взаимодействовать с металлами, ведь на знаменах бывает вышивка металлической нитью), основа метода уже заложена.

Самое читаемое:
1
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
2
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
Предстоящие в следующем году выставки не грешат однообразием, но в основном вынужденно обращаются к нашему проверенному и надежному наследию, иногда выворачивая к современному искусству или науке
07.12.2022
Выставки 2023 года: СССР, балет и юбилеи
3
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
4
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
Во Франции после продолжительной болезни скончалась Лиана Шелия-Рогинская (1951–2022), вдова художника Михаила Рогинского, много сделавшая для его признания
23.11.2022
Умерла Лиана Рогинская, вдова знаменитого художника
5
Женский век от Гончаровой до Турновой
Идея гендера заложена в основу концепции выставки «И как нам создавать свою красоту?» в Alina Pinsky Gallery. На нее отобрали работы 18 русских художниц
17.11.2022
Женский век от Гончаровой до Турновой
6
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
В Париж привезли выставку самых важных и красивых артефактов из музеев Узбекистана, чтобы рассказать о нескольких тысячелетиях истории этого региона
22.11.2022
Великий шелковый путь: от Узбекистана до Лувра
7
Российский антикварный салон проходит в русском стиле
Единственная в России ярмарка антиквариата открылась в Гостином Дворе с подзаголовком «Русский стиль» и делает акцент на искусстве оформления интерьеров, ее участниками стали мебельные, интерьерные и текстильные дизайнеры
23.11.2022
Российский антикварный салон проходит в русском стиле
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+