18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Герхард Рихтер в новом тысячелетии: почти тот же, но и совсем другой

«Поток» — одна из работ Герхарда Рихтера, выполненных лаком на стекле. 2013. Фрагмент. Фото: Courtesy of the Artist
«Поток» — одна из работ Герхарда Рихтера, выполненных лаком на стекле. 2013. Фрагмент.
Фото: Courtesy of the Artist
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Шестой том каталога-резоне прославленного художника посвящен его работам, созданным относительно недавно, в том числе гигантскому витражу для Кельнского собора, маленьким живописным абстракциям и скульптурам из стекла

Художник Герхард Рихтер (р. 1932) прославился тем, что вывел живопись из тупика минимализма 1960-х годов благодаря переосмыслению мощных тем и образности работ, созданных в манере черно-белого фотореализма. Но его поздние абстракции говорят о нем как о художнике с гораздо более широким диапазоном. Шестой том монументального каталога-резоне подводит итог творчеству мастера в 2007–2019 годах.

Dietmar Elger. Gerhard Richter. Catalogue Raisonné: Volume 6. 2007–2019. Hatje Cantz. 528 с.: 700 ил. €248/£225. На английском и немецком языках
Dietmar Elger. Gerhard Richter. Catalogue Raisonné: Volume 6. 2007–2019. Hatje Cantz. 528 с.: 700 ил. €248/£225. На английском и немецком языках

Здесь представлено 58 произведений живописи (иногда многосоставных), а также скульптуры, инсталляции и, в частности, витраж для Кельнского собора. Окно 19-метровой высоты было оформлено 11 тыс. бессистемно распределенных квадратов цветного стекла. Нововведением этого периода стали и большие цифровые изображения узких многоцветных горизонтальных полосок. Скульп­туры того же времени созданы из вертикально стоящих стекол, некоторые напоминают согнутые стальные листы Ричарда Серра. При создании небольших картин Рихтер использовал лак — на их стеклянных поверхностях растекаются и частично сливаются отдельные цвета. Картины на стекле, возможно, самые совершенные работы художника. Они напоминают отполированные спилы камней, но одновременно схожи со «смазанными» абстракциями, при создании которых Рихтер использовал резиновый скребок. Эти последние наиболее многочисленны среди произведений художника в рассматриваемый период; работ в размытом фотографическом стиле в 2010-х появилось совсем мало. В 2017 году и вовсе наблюдается резкое сокращение числа произведений Рихтера; в 2018-м он создал всего две работы, и еще три появились в следующем году. Все они были вариантами давно осуществленных замыслов.

Витраж Герхарда Рихтера в Кельнском соборе. 2007. Фото: Courtesy of the Artist
Витраж Герхарда Рихтера в Кельнском соборе. 2007.
Фото: Courtesy of the Artist

Как уже говорилось, шестой том включает картины, скульп­туры и витражи, в нем нет рисунков, гравюр и раскрашенных фотографий. За вступительной статьей следует собственно каталог с хронологической нумерацией. Отсутствуют только те произведения из названных категорий, которые сам Рихтер не счел нужным включить в каталог. Издатели сообщают: «Ненумерованные работы были созданы как сувениры или коммерческие заказы и не имеют художественной ценности для Рихтера. Некоторые он считал неудачными и тем не менее дарил друзьям. Один раз Рихтер просто забыл дать номер картине. Пересмотрев эти работы, позже он присвоил номера некоторым из них».

Дитмар Элгер, директор Архива Герхарда Рихтера в Дрездене, выступая составителем каталога, был аккуратен и внимателен. В книге не обнаруживается никаких серьезных ошибок — есть, правда, пропуски в перечне литературы. Впрочем, в случае художника, с именем которого связано такое обилие комментариев и толкований, литературу все равно требовалось просеивать.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
4
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+