18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Старообрядцы в объективе художника Федора Телкова

Федор Телков. Из серии «Екатеринбург». 2021. Фото: MMOMA
Федор Телков. Из серии «Екатеринбург». 2021.
Фото: MMOMA
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Фотограф и художник Федор Телков несколько лет снимал быт старообрядческих общин современной России. Результатом стала выставка «Право веры» в Московском музее современного искусства

Автор погружается в жизнь религиозных общин, переживших столетия преследований и репрессий. Значительная часть старообрядцев, не признавших литургические реформы патриарха Никона, отправилась в Сибирь, кто-то уехал в Америку и Бразилию.

Чтобы получить доступ к старообрядческим общинам, фотографу пришлось несколько лет выстраивать с ними доверительные отношения. В 2016 году он начал фиксировать на камеру их повседневную жизнь в отдаленных таежных поселениях. Источником вдохновения, по словам самого Телкова, послужили фотографии старообрядцев, сделанные Максимом Дмитриевым в начале ХХ века. «Я хотел показать традиции, в которых почти ничего не поменялось за последние 100 лет, чтобы зритель засомневался, когда именно были сделаны эти фото», — объясняет Телков. Для достижения такого эффекта он делает низкоконтрастные черно-белые снимки, используя естественное освещение и длинную выдержку.

Федор Телков. Из серии «Екатеринбург». 2021. Фото: MMOMA
Федор Телков. Из серии «Екатеринбург». 2021.
Фото: MMOMA

На фотографиях Телкова мы видим группу людей, объединенных одной верой, неподвластной времени, которой чужд современный мир. На одном из снимков фотограф запечатлел, как молодые мужчины несут деревянный крест в лесном полумраке. На фотографии с эффектом сепии видно, как луч заходящего солнца высвечивает очертания креста, вырезанного просто и без изысков.

Федор Телков признается, что с детства чувствовал себя чужаком, потому что его семья не была похожа на остальные. Многие жители его района в Нижнем Тагиле тогда работали инженерами на огромном Уралвагонзаводе, а его отец был писателем и какое-то время владел местным издательством. После распада Советского Союза завод уже не действовал в прежних масштабах и город стал довольно депрессивным местом. В проекте 2014 года «Потомки мечты» Телков фиксирует мрачные улицы и людей с уставшим взглядом. Фотопроекты «Урал мари. Смерти нет» (2017–2019) и «Семья. Тайга. Олень» (2020) рассказывают об ассимилировавших в советский период коренных народах. С портретов на нас глядят кажущиеся чужеземными лица разных возрастов, помещенные Телковым в городской контекст. Есть и те, кто решил вернуться в привычные для них условия жизни в тайге. «Люди с Севера лучше адаптируются к незнакомой обстановке. У них есть что-то, чего нет у обычных людей, живших в советской системе», — говорит фотограф.  

Впервые опубликовано в Russian Art Focus №40

Московский музей современного искусства
«Федор Телков. Право веры»
До 19 июня

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+