Старообрядцы в объективе художника Федора Телкова

Федор Телков. Из серии «Екатеринбург». 2021. Фото: MMOMA
Федор Телков. Из серии «Екатеринбург». 2021.
Фото: MMOMA
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Фотограф и художник Федор Телков несколько лет снимал быт старообрядческих общин современной России. Результатом стала выставка «Право веры» в Московском музее современного искусства

Автор погружается в жизнь религиозных общин, переживших столетия преследований и репрессий. Значительная часть старообрядцев, не признавших литургические реформы патриарха Никона, отправилась в Сибирь, кто-то уехал в Америку и Бразилию.

Чтобы получить доступ к старообрядческим общинам, фотографу пришлось несколько лет выстраивать с ними доверительные отношения. В 2016 году он начал фиксировать на камеру их повседневную жизнь в отдаленных таежных поселениях. Источником вдохновения, по словам самого Телкова, послужили фотографии старообрядцев, сделанные Максимом Дмитриевым в начале ХХ века. «Я хотел показать традиции, в которых почти ничего не поменялось за последние 100 лет, чтобы зритель засомневался, когда именно были сделаны эти фото», — объясняет Телков. Для достижения такого эффекта он делает низкоконтрастные черно-белые снимки, используя естественное освещение и длинную выдержку.

Федор Телков. Из серии «Екатеринбург». 2021. Фото: MMOMA
Федор Телков. Из серии «Екатеринбург». 2021.
Фото: MMOMA

На фотографиях Телкова мы видим группу людей, объединенных одной верой, неподвластной времени, которой чужд современный мир. На одном из снимков фотограф запечатлел, как молодые мужчины несут деревянный крест в лесном полумраке. На фотографии с эффектом сепии видно, как луч заходящего солнца высвечивает очертания креста, вырезанного просто и без изысков.

Федор Телков признается, что с детства чувствовал себя чужаком, потому что его семья не была похожа на остальные. Многие жители его района в Нижнем Тагиле тогда работали инженерами на огромном Уралвагонзаводе, а его отец был писателем и какое-то время владел местным издательством. После распада Советского Союза завод уже не действовал в прежних масштабах и город стал довольно депрессивным местом. В проекте 2014 года «Потомки мечты» Телков фиксирует мрачные улицы и людей с уставшим взглядом. Фотопроекты «Урал мари. Смерти нет» (2017–2019) и «Семья. Тайга. Олень» (2020) рассказывают об ассимилировавших в советский период коренных народах. С портретов на нас глядят кажущиеся чужеземными лица разных возрастов, помещенные Телковым в городской контекст. Есть и те, кто решил вернуться в привычные для них условия жизни в тайге. «Люди с Севера лучше адаптируются к незнакомой обстановке. У них есть что-то, чего нет у обычных людей, живших в советской системе», — говорит фотограф.  

Впервые опубликовано в Russian Art Focus №40

Московский музей современного искусства
«Федор Телков. Право веры»
До 19 июня

Самое читаемое:
1
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
Музейная реальность, данная нам в сравнительных ощущениях: подъем на фоне спада, сдержанный оптимизм и неизвестность впереди. Плюс таблицы лидеров: куда больше всего ходили и на что больше всего смотрели в прошедшем году
03.06.2022
Рейтинг посещаемости российских музеев и художественных выставок за 2021 год
2
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
Отличительная черта нового корпуса Третьяковcкой галереи — окна с произведениями из музейного собрания, напоминающие развеску картин у Павла Третьякова. Мы рассмотрели их подробнее и обнаружили шедевры русской живописи от Боровиковского и Венецианова до Малевича
08.06.2022
Остекление шедеврами: какие картины появились в окнах нового здания Третьяковки
3
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
Выставку «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма составляют изображения одного и того же человека в разных видах — «селфи», написанные с помощью зеркала, рядом с портретом того же героя кисти другого художника
09.06.2022
Два взгляда на одного героя: «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
4
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
Между болью и живописью: внучатая племянница художницы нашла в архивах больницы ее медицинские карты, рассказывающие о будничной жизни Фриды, о ее ежедневных проблемах и людях, которые помогали их преодолевать
15.06.2022
Медицинские карты Фриды Кало раскрыли художницу с новой стороны
5
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
Новое арт-пространство, объединившее усадьбу с флигелем, где в начале ХХ века жила и работала Анна Голубкина, откроется после реконструкции в 2024–2025 годах
21.06.2022
Музей-мастерская Анны Голубкиной преобразится, чтобы стать более подлинным
6
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
В 350-й день рождения Петра I откроются два грандиозных проекта — в Русском музее, посвященный отражению фигуры царя в искусстве трех столетий, и «30 картин из жизни Петра Великого» в павильонах на Марсовом поле, соединяющий прошлое и настоящее
07.06.2022
Три столетия и тридцать картин: открываются главные проекты к юбилею Петра I
7
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
«Вдохновлена городом» — слоган новой петербургской ярмарки современного искусства, которая пройдет с 16 по 19 июня в выставочном зале «Манеж». Ее организаторы и участники — галеристы из двух столиц — рассказывают о том, какой она будет
16.06.2022
«1703»: в фокусе новые возможности для галерей и частные коллекции
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+