18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Материализация ностальгии: сельский приют Тарковского на пороге новой жизни

Проект гостиной в Международном центре Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»
Проект гостиной в Международном центре Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

В Рязанской области дан старт строительству Международного центра Андрея Тарковского. Деревенский дом, принадлежавший великому режиссеру, станет музеем и местом встреч, а пространство вокруг — ландшафтным парком

Влияние на мировой кинопроцесс выдающегося режиссера Андрея Тарковского, чье 90-летие отмечалось в апреле, огромно. В 2019-м впечатляющая выставка «Свободный полет», проведенная Музеем AZ в Третьяковской галерее, в концентрированном виде представила художественные открытия Тарковского и их долгое эхо в искусстве. Примером такого эха стал оскаровский лауреат нынешнего года — японская лента «Сядь за руль моей машины» режиссера Рюсукэ Хамагути.

В той же степени, в какой имя Пушкина ассоциируется с имением Михайловское, Чехова — с усадьбой Мелихово, а Репина — с домом в Пенатах, имя Тарковского связано с деревней Мясное Путятинского района Рязанской области, что в 320 км на юго-восток от Москвы. В 1970-м режиссер купил здесь кирпичный дом 1919 года постройки. Через год здание сгорело, потом еще пять лет его восстанавливали, расширяли и обживали. Все эти события Тарковский фиксировал в дневнике, изданном в 1992 году книгой «Мартиролог». В Мясном были написаны сценарии «Сталкера», «Зеркала» и «Соляриса». Здесь Андрей Арсеньевич работал над режиссурой спектакля «Гамлет», намечал сюжеты «Ностальгии» и «Жертвоприношения». Образ деревенского дома, что называется, красной линией проходит через все его творчество. В «Ностальгии» в некоторых эпизодах буквально воспроизводятся деревенские пейзажи Мясного. Если хотите узнать, о чем так мучительно вспоминал главный герой ленты — писатель Андрей Горчаков в исполнении Олега Янковского, надо отправляться в Рязанскую область.

Удивительным образом дом Тарковского дошел до наших дней в неизменном виде.

Сюда же из Москвы перевезли кабинет режиссера. Это абсолютно аутентичное место, единственное в своем роде. И тем отраднее, что наконец-то его решили превратить в музей и культурный центр нового формата.

Поляроидный снимок, сделанный Андреем Тарковским в деревне Мясное. 8 сентября 1980. Фото: Bonhams
Поляроидный снимок, сделанный Андреем Тарковским в деревне Мясное. 8 сентября 1980.
Фото: Bonhams

Инициаторами выступили Международный институт Андрея Тарковского, возглавляемый его сыном Андреем Тарковским-младшим, и правительство Рязанской области; идею поддержало Министерство культуры РФ. В прошлом году частный владелец передал области 6 га территории под новый центр. Первого марта 2022 года на рабочем совещании у губернатора Николая Любимова была одобрена концепция развития территории — проект молодого архитектурного бюро «Апрель».

Очертания этого проекта уже понятны — и в целом, и во многих деталях. Новый культурный центр стоит в поле, в некотором отдалении от деревни, чтобы не мешать местным жителям. Он представляет собой квадратное в плане здание общей площадью 1,5 тыс. кв. м, облицованное клинкерным кирпичом. Из окон-витрин открываются потрясающие виды на долину реки Пара. Особенно эти виды хороши в закатный час.

Проект зала в Международном центре Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»
Проект зала в Международном центре Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»

Все публичные пространства сгруппированы вокруг открытого квадратного двора. Центр совмещает множество функций. Помимо информационно-туристического блока (кафе, магазины, туалеты, зоны отдыха и ожидания), в нем есть постоянная музейная экспозиция с тем самым привезенным из Москвы кабинетом Тарковского, пространство для временных выставок, библиотека и синематека, гостиная с камином и роялем, киноконцертный зал на 100 человек, комната на 15 человек для просмотра фильмов, воркшоп и коворкинг — для функционирования круглогодичной киношколы, а также несколько жилых помещений для арт-резиденции, которую в будущем планируют расширить.

Здание очень деликатно вписано в ландшафт, имеет выход на зеленую кровлю. Это образец именно что современной — экологичной, не доминирующей, функциональной и образной одновременно — архитектуры. Для зрителей предусмотрено полдюжины сценариев посещения, людские потоки разведены так, чтобы никто никому не мешал. Территория вокруг центра зонирована: парковка отнесена на некоторое расстояние, чтобы посетители успевали пройтись по улице, посмотреть на пейзаж вокруг, прежде чем попасть внутрь. Выделены места под большие летние фестивали.

Будущий дворик Международного центра Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»
Будущий дворик Международного центра Андрея Тарковского. Рендер: Бюро «Апрель»

Молодые архитекторы из бюро «Апрель» посвятили проекту три года. Они изучили аналогичные институции за границей (центры Арво Пярта в Эстонии, Ингмара Берг­мана на острове Форё в Швеции и Эдварда Грига недалеко от Бергена), проштудировали все книги Тарковского и о нем, просмотрели фильмы режиссера. Они работали в тесном контакте с Андреем Тарковским-младшим, чью роль в проекте трудно переоценить.

Справка
Авторы проекта

Архитектурное бюро «Апрель» (APRELarchitects) основано в Москве в 2019 году четырьмя партнерами: Натальей Бавыкиной, Галиной Волжанской, Михаилом Разумовским и Алексеем Фатькиным. Бюро специализируется на работе с территориями и объектами с большим историко-культурным и символическим потенциалом. В частности, архитекторы принимали участие в разработке мастер-плана Дербента, запуске музея-лаборатории «Шелковая фабрика» в Коломне. У них более трех десятков реализованных проектов. В планах — проект реконструкции рязанской ВДНХ, торгового квартала 1950-х годов с 22 павильонами.

Еще…

«Нам было важно создать проект, который мог бы понравиться самому Андрею Арсеньевичу, — рассказывает управляющий партнер бюро «Апрель», архитектор Михаил Разумовский. — Мы находились с режиссером во внутреннем диалоге и соотносили свои решения с его философией и мировоззрением. Тарковский не любил больших помпезных пространств — и мы создали камерные, уютные, аскетичные интерьеры. Тарковскому нравилась японская архитектура, которая в малом отражает большое, — и мы тоже руководствовались этим принципом. Так, важной составляющей архитектурного образа стал внутренний двор. Мы тем самым пустили природу внутрь здания, создали особое медитативное настроение, которое есть и в фильмах Тарковского».

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
3
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
4
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
Гигантскую работу Урса Фишера «Большая глина № 4», после установки которой рядом с Домом культуры «ГЭС-2» развернулась общественная дискуссия на тему, является ли она произведением искусства, демонтируют
28.07.2025
Вместо «Большой глины» у «ГЭС-2» установят другую скульптуру
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+