18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

После реставрации Петр Великий будет вновь зажигать у Красной Горки

Иван Айвазовский. «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала судам своим». 1846. Фото: Государственный Русский музей
Иван Айвазовский. «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала судам своим». 1846.
Фото: Государственный Русский музей
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Накануне большой выставки, посвященной 350-летию первого российского императора, Русский музей завершает реставрацию исторического полотна кисти Ивана Айвазовского. Знаменитый маринист запечатлел на нем ратный подвиг государя Петра Алексеевича

Одно из полотен исторической серии Ивана Айвазовского, посвященных событиям Северной войны 1700–1721 годов, реставрируется к юбилейной выставке, которая откроется в Государственном Русском музее к 350-летию первого русского императора. Картина «Петр I при Красной Горке» впервые за свою почти 180-летнюю историю проходит комплексную реставрацию.

Эта работа Айвазовского находится в музее с 1929 года. Почти все это время она экспонировалась в залах, но ни разу не подвергалась серьезной реставрации. Как рассказали нашему изданию в ГРМ, полотно неоднократно поновляли, делали заплатки на местах повреждений, и постепенно авторская живопись буквально скрылась под темными слоями лака.

«Со временем масло, смола и лак потемнели настолько, что все холодные, прозрачные тона буквально исчезли, — говорит Ольга Кленова, ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи. — Исчез контраст между темными тучами и яркими лучами заходящего солнца, все нюансы и оттенки ушли под фильтр темного лака. И только расчистка позволила увидеть настоящий авторский колорит».

Иван Айвазовский. «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала судам своим». 1846. Фрагмент. Фото: Государственный Русский музей
Иван Айвазовский. «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала судам своим». 1846. Фрагмент.
Фото: Государственный Русский музей

Живописец Главного морского штаба Иван Айвазовский в 1846 году создал серию полотен, посвященных морским битвам при Ревеле, Выборге и Красной Горке. В частности, картина «Петр I при Красной Горке» написана на основе исторических событий 1 мая 1710 года, когда император, спасая свои корабли от гибели в бурю, развел на берегу костер, ставший маяком. Флот был спасен, и вскоре Выборг сдался. За время бытования в музее картина принимала участие во многих выездных выставках. Побывала и в эвакуации. За почти 180 лет авторский холст стал хрупким и ломким, на живописном слое проявились разрывы, полотно невозможно было накатать на вал. На последнюю выставку в Малаге картину перевозили в специальном контейнере, не вынимая из рамы. После показа в Испании специалисты приняли решение о немедленной реставрации работы.

Первое, что пришлось им сделать, — сдублировать картину на новый холст. Затем они закрыли авторским грунтом, взятым с широких кромок полотна, разрывы в красочном слое. Немало времени ушло на удаление многочисленных слоев старого лака и тонировку. Эта реставрация стала возможна благодаря участию ПАО «Газпром», выделившему средства на необходимые материалы.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+