18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Художница Лидия Мастеркова: «расшивая нитки» судьбы

Лидия Мастеркова с котом Масютой в квартире-мастерской на ул. Смольной, д. 71. Москва, 1964. Фото: Владимир Немухин. Личный архив Маргариты Мастерковой-Тупицыной и Виктора Агамова-Тупицына
Лидия Мастеркова с котом Масютой в квартире-мастерской на ул. Смольной, д. 71. Москва, 1964.
Фото: Владимир Немухин. Личный архив Маргариты Мастерковой-Тупицыной и Виктора Агамова-Тупицына
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Первая обстоятельная биография художницы, игравшей значительную и весьма самостоятельную роль в московском нонконформистском искусстве, написана ее племянницей Маргаритой Мастерковой-Тупицыной и выпущена музеем «Гараж»

Московский музей «Гараж» отложил — видимо, до более подходящих времен, — открытие ретроспективы художницы-нонконформистки Лидии Мастерковой (1927–2008), изначально намеченное на середину марта. В этом видится какой-то неумолимый злой рок, ведь в советский период ее творчества закрытие и даже грубый разгон выставок неофициальных художников были обычным делом. Все происходило по принципу русской рулетки: экспозицию могли свернуть в первые же часы работы, а то и вовсе накануне вернисажа. Сегодня Мастеркова предстает классиком отечественного искусства второй половины XX века, но и это амплуа в новой исторической реальности не уберегло ее ретроспективу от отмены, пусть и временной.

И все же, несмотря на перенос выставки, мы можем лучше познакомиться с наследием Мастерковой благодаря монографии, которая вышла в серии «ГАРАЖ.txt» и которую подготовила племянница главной героини Маргарита Мастеркова-Тупицына. Любопытно, что во введении она задается вопросом: как же по сей день не нашлось желающих написать книгу о Мастерковой — одной из ключевых фигур в неофициальном искусстве 1960–1970-х годов? Опустим тот факт, что наш читатель в принципе не избалован такими монографиями. Однако тут напрашивается и встречный вопрос: кому же, как не самой Маргарите Мастерковой-Тупицыной, было суждено это сделать? Во-первых, она выступает как инсайдер, поскольку знает изнутри неофициальную художественную сцену и по-родственному близко саму Мастеркову. Во-вторых, никто другой, пожалуй, не располагает настолько богатым архивом, связанным с именем художницы. Наконец, профессиональная искусствоведческая выучка, полученная в Нью-Йорке, позволяет автору взглянуть на свою героиню в особом ракурсе, например через призму фемтеории.

Маргарита Мастеркова-Тупицына. «Лидия Мастеркова: право на эксперимент». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022. 288 с.: ил.
Маргарита Мастеркова-Тупицына. «Лидия Мастеркова: право на эксперимент». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2022. 288 с.: ил.

Хотя трудно сказать, насколько этот ракурс органичен для того контекста, в котором жила и работала Мастеркова. Действительно ли она, женщина-художник, находилась в каком-то особо угнетенном положении внутри неофициального арт-сообщества, и так в целом маргинализированного? Как бы то ни было, идея противостояния Мастерковой «фаллократичности» нонконформистской среды проходит в тексте красной нитью. Эта идея подкреплена подчас любопытными, почти интимными подробностями. К примеру, в одном из примечаний (которые ни в коем случае не стоит игнорировать!) говорится о том, что художница гладила лишь переднюю часть и манжеты рубашек своего гражданского мужа, художника Владимира Немухина, то есть то, что не прикрыто пиджаком, выражая таким образом протест против домашнего порабощения.

В книге дается обстоятельный обзор и анализ творчества Мастерковой. Сперва рассказывается о ее становлении в конце 1950-х — начале 1960-х в качестве одного из пионеров возрождавшейся отечественной абстракции. Затем читатель узнает о том, как она пришла к фактурной коллажной живописи с использованием старинных тканей, кружев, парчи, фрагментов церковных облачений. К слову, использование таких материалов, как пишет автор со ссылкой на своего супруга, известного теоретика культуры Виктора Агамова-Тупицына, также «обособляло позицию художницы в патриархальном мире московского альтернативного искусства». Дальше начинается большой этап «космизма», связанный с восприятием космоса как эскапистского пространства, в котором нет места официозу, идеологии. «Планетарные» картины Мастеркова начала писать еще в Москве — одну из них, поврежденную на знаменитой Бульдозерной выставке (1974), можно увидеть среди иллюстраций. В эмиграции она продолжила развивать космическую тему. Бонусом для читателя выступает последний раздел книги, вмещающий необыкновенно теплые письма художницы (которая на фотографиях предстает неизменно серьезной и даже угрюмой) племяннице и ее мужу.

Маргарита Мастеркова-Тупицына и Виктор Агамов-Тупицын на выставке в Измайловском парке с работой Лидии Мастерковой. 29 сентября 1974 года, Москва. Фото: Владимир Сычёв. Личный архив Маргариты Мастерковой-Тупицыной и Виктора Агамова-Тупицына
Маргарита Мастеркова-Тупицына и Виктор Агамов-Тупицын на выставке в Измайловском парке с работой Лидии Мастерковой. 29 сентября 1974 года, Москва.
Фото: Владимир Сычёв. Личный архив Маргариты Мастерковой-Тупицыной и Виктора Агамова-Тупицына

В интерпретации Лидии Мастерковой выражение «расшить нитки» значило «восстановить факты». «Расшивание ниток», предпринятое Маргаритой Мастерковой-Тупицыной, наконец открывает эту художницу как самостоятельного и самобытного автора, а не только как часть социокультурного феномена, которым предстает советский андерграунд.  

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
3
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
4
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
5
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
На выставке в «Старой Деревне» представлены все костюмы из собрания Эрмитажа, которые в разные годы музей получил в дар от самих кутюрье или от тех, для кого они были созданы
16.05.2023
Прощальное дефиле: выставка памяти Зайцева и Юдашкина открылась в Эрмитаже
6
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
Все, что вы хотели знать о форс-мажорах и криминальных происшествиях в знаменитом музее, но не понимали, у кого спросить, — в новой книге издательства «Слово». Ее авторы — журналистка Джеральдин Норман и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский
12.05.2023
В Эрмитаже и скандал — все равно культурное событие
7
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Реставраторы Музеев Московского Кремля закончили работу над царской Алтабасной шапкой из Оружейной палаты. Это предпоследний из семи головных уборов, исполнявших в России роль монарших регалий, которые сейчас поэтапно приводятся в порядок
15.05.2023
Большой кремлевский шапочный разбор близок к завершению
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+