18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Отзвуки мира в тиши книгохранилищ: как строились библиотеки разных эпох

Библиотека имени Хосе Васконселоса. Мехико, Мексика, 2006. Фото: Thames & Hudson, 2020
Библиотека имени Хосе Васконселоса. Мехико, Мексика, 2006.
Фото: Thames & Hudson, 2020
№101, май 2022
№101
Материал из газеты

Исторический и планетарный обзор библиотечной архитектуры, приведенный в обстоятельном исследовании Джеймса Кэмпбелла и Уилла Прайса, позволяет не только узнать о региональных особенностях, но и ощутить неявную связь времен

Любая библиотека — безусловный символ культуры, а также реальное хранилище многовекового человеческого опыта и знаний. Библиотеки олицетворяют важность и полезность образования, невозможного без чтения книг. Потому издавна библиотеки, построенные в разных частях света, отличались помпезностью, эффектностью и необычностью архитектурных форм.

В 2013 году фундаментальное и вместе с тем популярное исследование архитектурной истории библиотек выпустил английский искусствовед Джеймс Кэмпбелл. Диссертацию свою он когда-то посвятил ротонде Рэдклиффа в Окс­форде и специализируется на истории английской архитектуры XVII века, творчестве Кристофера Рена и Николаса Хоксмура. Кэмпбелл возглавляет отделение архитектуры Кембриджского университета и хранит коллекции Квинс-колледжа. Полноправным соавтором его книги «Всемирная история библиотек» стал известный фотограф Уилл Прайс, который подготовил, в частности, альбом «Эрмитаж XXI» (2014). Кэмпбелл и Прайс лично обследовали 82 библиотеки в 21 стране. Теперь появилось и русскоязычное издание их труда.

Джеймс Кэмпбелл, Уилл Прайс. «Книги: Всемирная история библиотек» / Пер. с англ. И.Матвеевой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 328 с.
Джеймс Кэмпбелл, Уилл Прайс. «Книги: Всемирная история библиотек» / Пер. с англ. И.Матвеевой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 328 с.

Кэмпбелл начинает с аксиомы: библиотека — доступное книгохранилище. С течением времени меняются облик книг и материалы, из которых они изготовлены. Соответственно, претерпевают изменения и способы их хранения, интерьеры и аксессуары помещений. На смену сундукам и выдвижным ящикам пришли шкафы и стеллажи, вместо скамеек и кафедр появились стулья и ниши.

Враги книжных собраний — насекомые, грызуны, вода и огонь.

Поэтому с самого своего возникновения библиотеки (разумеется, публичные) проектировались с большими окнами или хотя бы с увеличенным их количеством, чтобы работать можно было при дневном освещении, без свечей. Серьезное внимание всегда уделялось естественной вентиляции помещений. Например, древнейшее хранилище буддийских текстов в Южной Корее — Трипитака Кореана при храме Хэинса — существует с XIV века. Деревянные таблички там располагались на открытых деревянных стеллажах, чтобы воздух свободно циркулировал. В 1970-е годы таблички попробовали хранить в бетонных бункерах, но в них они стали погибать. А вот против насекомых даже архитекторы бессильны, и хранители прибегают к разным способам защиты, порой экстравагантным. В библиотеке дворца в Мафре в Португалии до сих пор живет колония летучих мышей.

Кэмпбелл разделил исследование на восемь глав, предлагая следующую периодизацию истории библиотечной архитектуры: Древний мир, Средние века, по столетиям с XVI по XX и эпоха электроники. Правда, сам же автор убедительно пишет о том, что принципы библиотечного строительства и хранения во времена Средневековья и Ренессанса в Европе не слишком различались — во всяком случае не противостояли друг другу. Возможно, стоило подумать о градации религиозных и светских хранилищ или поделить содержание второй и третьей глав не по хронологии, а географически. Тем более что Кэмпбелл подробно рассматривает интересную антропологическую разницу в принципах старинных библиотек Азии и Европы. На Востоке места хранения и чтения находились далеко друг от друга — книгу несли читателю. В Европе же, наоборот, читателя вели к книгам, усаживали за скамьи или кафедры, в которые были вмонтированы полки с книгами, либо помещали читателя в ниши или кабинки между рядами книг.

Библиотека Страговского монастыря в Праге. Фото: Thames & Hudson
Библиотека Страговского монастыря в Праге.
Фото: Thames & Hudson

Определенная хронологическая сумятица наблюдается и в главах о XVII и XVIII веках. Фактически Кэмпбелл посвящает первую из них («Стены, купола и ниши») библио­течной архитектуре классицизма с господством системы шкафов вдоль и перпендикулярно стенам, с галереями на ярусах и высокими окнами. Наиболее примечательные постройки — Эскориальская, Амброзианская и Бодлианская библиотеки, а вершина — первоначальный «круглый» проект библиотеки Тринити-колледжа, сделанный Кристофером Реном и лишь частично воплощенный в ротонде Рэдклиффа, спроектированной учеником Рена Хоксмуром. Другая же глава («Ангелы, фрески и потайные двери») рассказывает о барокко и рококо в архитектуре библио­тек: аллегорические росписи; позолота, шинуазри и рокайли библиотеки Жуанина в Коимбре и библиотеки дворца в Мафре; потайные комнаты на галереях между шкафами в Придворной библиотеке Вены; путти в качестве указателей каталогов в библиотеке швейцарского монастыря святого Галла.

В главах же, посвященных библиотечной архитектуре XIX–XX веков, отправной точкой исследования становятся не столько архитектурные стили, сколько «энергия и вещество»: сначала железо и газ, позднее — сталь, бетон и электричество. В результате несколько механического деления грандиозная Нью-Йоркская публичная библиотека (восемь уровней стеллажей под главным читальным залом), достойно завершающая ряд выдающихся библиотечных сооружений XIX столетия (библиотеки Кембриджа, Британского музея, Святой Женевьевы), оказалась в другой главе.

Среди построек ХХ века автор отдает предпочтение поистине уникальным проектам. Это и Стокгольмская городская библиотека, спроектированная Гуннаром Асплундом с оглядкой на идеи просветителей Этьена-Луи Булле и Клода-Николя Леду; и «утопленные пространства» библиотек Алвара Аалто; и полупрозрачные мраморные стены Библиотеки Бейнеке в Йеле; и сочетание кирпича с бетоном в бруталистском проекте Луиса Кана — библиотеке Академии Филлипса в Эксетере; и небоскребы Национальной библиотеки в Париже с садом между ними — удивительная фантазия Доминика Перро на берегу Сены.

Библиотека Куинс-колледжа. Кембридж, Великобритания. Фото: Thames & Hudson
Библиотека Куинс-колледжа. Кембридж, Великобритания.
Фото: Thames & Hudson

Последнюю главу автор посвятил библио­текам, построенным в «эпоху электроники». Он подробно описывает архитектурные особенности, но куда меньше говорит об изменении функциональности библиотек. Хотя возможно было перебросить мостик из первой главы, посвященной Античности, в последнюю — о современности. Дело в том, что и в Древнем Риме, и в сегодняшнем мире библиотеки играют роль не только места встречи людей и книг, но и центров разнообразной коммуникации. Можно сказать, что круг замыкается. Вероятно, Кэмпбелл с его пристрастием к круглым проектам библиотек должен был бы одобрить подобное направление историко-культурного процесса.

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+