18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века

«Голубая простреленная Мэрилин» Энди Уорхола из коллекции Томаса и Дорис Амман. Фрагмент. Фото: Christie’s
«Голубая простреленная Мэрилин» Энди Уорхола из коллекции Томаса и Дорис Амман. Фрагмент.
Фото: Christie’s

Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн

Вечером 9 мая аукционист Юсси Пилкканен, международный президент Christie’s, отметил ударом молотка продажу шелкографии «Голубая простреленная Мэрилин» Энди Уорхола из коллекции Томаса и Дорис Амман за $195 млн. Теперь это самое дорогое произведение искусства ХХ века, проданное на публичных торгах (и второе по стоимости после «Спасителя мира» Леонардо да Винчи).

Работа является одной из 27 знаковых портретов Мэрилин Монро Энди Уорхола и относится к серии «Простреленные Мэрилин».

Название отсылает к известному в истории искусства инциденту 1964 года, когда американская художница по имени Дороти Подбер увидела недавно завершенные картины Уорхола, сложенные друг против друга в его студии, и спросила у художника, может ли она их «щелкнуть». Уорхол выразил согласие, так как был уверен, что Подбер собирается их сфотографировать: на английском глагол shoot означает и «стрелять», и «делать фотографии». Тогда Подбер вытащила из сумочки револьвер и прострелила четыре работы с Мэрилин, целясь прямо в лоб.

Победителем в аукционной битве за Монро стал великий и ужасный Ларри Гагосян, владелец глобальной империи галерей современного искусства. Также на торгах были проданы две работы Сая Твомбли: «Без названия» (1955) — за $21 млн — и Venere Sopra Gaeta (1988) — почти за $17 млн. Суровая работа Жан-Мишеля Баскиа «Его камердинер, нюхающий клей» (1984) ушла за $6 млн. Амман приобрел эту картину в галерее Мэри Бун в Сохо на самой первой выставке художника.

«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола стала самым дорогим произведением искусства ХХ века, проданным на публичных торгах. Фото: Christie’s
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола стала самым дорогим произведением искусства ХХ века, проданным на публичных торгах.
Фото: Christie’s

Коллекционеры и арт-дилеры, брат и сестра Томас и Дорис Амман основали в Цюрихе в 1977 году компанию Thomas Ammann Fine Art AG, которая стала ведущей швейцарской галереей современного искусства, представлявшей на рынке и продававшей работы Фрэнсиса Бэкона, Альберто Джакометти, Анри Матисса и Пабло Пикассо, а также Энди Уорхола (именно Томас Амман еще в 1977 году инициировал подготовку каталога-резоне работ художника).

Сай Твомбли. «Без названия». 1955. Фото: Christie's
Сай Твомбли. «Без названия». 1955.
Фото: Christie's

Коллекция Томаса и Дорис Амман принесла по итогам торгов в общей сложности $317,8 млн с учетом комиссии аукционного дома, что является второй по стоимости частной коллекцией, когда-либо проданной на Christie’s. Опережает ее только распродажа художественного собрания Пегги и Дэвида Рокфеллеров в мае 2018 года. Впрочем, предварительная оценка коллекции Амманов варьировалась от $284 млн до $420 млн, так что на исход торгов повлияли итоги тяжелого дня на Уолл-стрит.

Основные индексы на Нью-Йоркской фондовой бирже упали в этот день на 2–4%, что немедленно отразилось и на других рынках.

На следующий день суммарная выручка вечернего аукциона искусства ХХI века составила $103 млн, с молотка ушли абсолютно все выставленные на торги лоты. Были проданы произведения Кристофера Вула, Ёситомо Нары, Герхарда Рихтера, а также молодых художников из разных стран, почти треть из которых — женщины. Самый молодой автор, чья работа участвовала в аукционе, — американка Анна Вейант 1995 года рождения. Ее композиция «Лето» 2020 года была продана за $1,5 млн, почти в пять раз выше эстимейта, в результате оживленной битвы покупателей, которая продолжалась почти десять минут. Сюрреалистический «Портрет дамы» (по мотивам работы Луи-Леопольда Буальи) польской художницы Эвы Юшкевич, выполненный в 2019 году, ушел за $1,6 млн — вся сумма будет передана варшавскому Музею истории польских евреев «Полин».

Герхард Рихтер. Abstraktes Bild. 1994. Фото: Christie’s
Герхард Рихтер. Abstraktes Bild. 1994.
Фото: Christie’s

Самым дорогим лотом — $36,5 млн — ожидаемо стала картина Рихтера Abstraktes Bild (1994) из коллекции знаменитого музыканта Эрика Клэптона. Работы канадского художника-самоучки Мэтью Вонга в последние годы обычно уходят с молотка со значительным превышением эстимейта (в 2019 году он покончил с собой в возрасте 35 лет, буквально на пике художественной карьеры). На этот раз его монументальная «Зеленая комната» (2017) достигла в ходе аукциона суммы в $5,3 млн.

Серия торгов продолжится в четверг 12 мая, когда состоятся распродажа коллекции Энн Х.Басс и вечерний аукцион искусства ХХ века.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+