18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Петербургская квартира Достоевского теперь вмещает и виртуальную реальность

Фрагмент обновленной экспозиции. Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
Фрагмент обновленной экспозиции.
Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Музей знаменитого писателя в Кузнечном переулке обновил постоянную экспозицию, отметив тем самым 200-летие своего главного героя. К прежним экспонатам теперь добавлена обширная мультимедийная составляющая

Авторы идеи и художники, работавшие над экспозицией «Достоевский. Жизнь и творчество: pro et contra», постарались образно представить все противоречия и особенности взглядов и художественных приемов одного из самых известных в мире русских писателей.

В прошлом году Петербург отметил двойной юбилей — 200 лет со дня рождения Федора Достоевского и 50 лет с момента создания музея-квартиры писателя. Но, как рассказала нашему изданию его директор Наталья Ашимбаева, юбилейный год не был главной причиной кардинального изменения экспозиции. «Мир Достоевского огромен, его можно рассматривать с разных ракурсов, по разным принципам выстраивать музейный маршрут, — говорит директор. — Появились новые музейные технологии, требовался новый художественный образ. Главная задача, которую мы ставили перед собой и дизайнерами, — показать в противоречиях и трагизме, без лакировки и обобщений все важные моменты жизни писателя».

Экспозиция «Достоевский. Жизнь и творчество: pro et contra». Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
Экспозиция «Достоевский. Жизнь и творчество: pro et contra».
Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского

В целом петербургский Музей Достоевского можно разделить на три части. На первом этаже — выставочно-концертное пространство, второй этаж занимают мемориальная квартира и литературно-художественная экспозиция. Мемориальное пространство осталось в неизменном виде, музейное — полностью обновлено. Проект реэкс­позиции разработали Наталья Ашимбаева и ее заместитель по научной работе Борис Тихомиров, осуществляли проект дизайнер Аркадий Опочанский и художник Михаил Бычков.

Новая экспозиция занимает около 130 кв. м и условно делится на две части: первая — до 1864 года, включая петрашевский период и жизнь Достоевского после ареста и инсценировки казни, вторая— отрезок с 1864 по 1881 год, исключительный по творческому напряжению: именно в эту пору были созданы главные его произведения. Между частями экспозиции расположен комплекс мультимедийных устройств, которые позволяют посетителям самим найти интересующую их информацию. В частности, здесь представлена большая интерактивная карта Петербурга, где можно узнать, куда и зачем приходил сам Достоевский и по каким маршрутам двигались персонажи его романов. Всего здесь около 100 адресов. Интерактивная карта Европы рассказывает о заграничных поездках писателя; мультимедийная программа «Образ Достоевского в фотографиях, живописи, графике, скульптуре» знакомит с его малоизвестными портретами из собраний разных музеев.

Новая экспозиция занимает около 130 квадратных метров. Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
Новая экспозиция занимает около 130 квадратных метров.
Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского

Основа художественного оформления литературной части экспозиции — традиционное пятикнижие Достоевского, наиболее объемные, переводимые и самые известные его романы: «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Подросток» и «Преступление и наказание». Первые издания этих книг, самые интересные иллюстрации, отзывы современников — главные элементы оформления пространства. Впервые здесь можно увидеть уникальные документы, например присяжный иск с автографом Достоевского. Оригинал этого документа хранится в Российском государственном военно-историческом архиве в Москве, он никогда прежде не экспонировался; в музее представлена его точная копия.

Работа над сменой постоянной экспозиции заняла три года, из бюджета Петербурга на нее было выделено 20 млн руб. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+