18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Петербургская квартира Достоевского теперь вмещает и виртуальную реальность

Фрагмент обновленной экспозиции. Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
Фрагмент обновленной экспозиции.
Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Музей знаменитого писателя в Кузнечном переулке обновил постоянную экспозицию, отметив тем самым 200-летие своего главного героя. К прежним экспонатам теперь добавлена обширная мультимедийная составляющая

Авторы идеи и художники, работавшие над экспозицией «Достоевский. Жизнь и творчество: pro et contra», постарались образно представить все противоречия и особенности взглядов и художественных приемов одного из самых известных в мире русских писателей.

В прошлом году Петербург отметил двойной юбилей — 200 лет со дня рождения Федора Достоевского и 50 лет с момента создания музея-квартиры писателя. Но, как рассказала нашему изданию его директор Наталья Ашимбаева, юбилейный год не был главной причиной кардинального изменения экспозиции. «Мир Достоевского огромен, его можно рассматривать с разных ракурсов, по разным принципам выстраивать музейный маршрут, — говорит директор. — Появились новые музейные технологии, требовался новый художественный образ. Главная задача, которую мы ставили перед собой и дизайнерами, — показать в противоречиях и трагизме, без лакировки и обобщений все важные моменты жизни писателя».

Экспозиция «Достоевский. Жизнь и творчество: pro et contra». Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
Экспозиция «Достоевский. Жизнь и творчество: pro et contra».
Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского

В целом петербургский Музей Достоевского можно разделить на три части. На первом этаже — выставочно-концертное пространство, второй этаж занимают мемориальная квартира и литературно-художественная экспозиция. Мемориальное пространство осталось в неизменном виде, музейное — полностью обновлено. Проект реэкс­позиции разработали Наталья Ашимбаева и ее заместитель по научной работе Борис Тихомиров, осуществляли проект дизайнер Аркадий Опочанский и художник Михаил Бычков.

Новая экспозиция занимает около 130 кв. м и условно делится на две части: первая — до 1864 года, включая петрашевский период и жизнь Достоевского после ареста и инсценировки казни, вторая— отрезок с 1864 по 1881 год, исключительный по творческому напряжению: именно в эту пору были созданы главные его произведения. Между частями экспозиции расположен комплекс мультимедийных устройств, которые позволяют посетителям самим найти интересующую их информацию. В частности, здесь представлена большая интерактивная карта Петербурга, где можно узнать, куда и зачем приходил сам Достоевский и по каким маршрутам двигались персонажи его романов. Всего здесь около 100 адресов. Интерактивная карта Европы рассказывает о заграничных поездках писателя; мультимедийная программа «Образ Достоевского в фотографиях, живописи, графике, скульптуре» знакомит с его малоизвестными портретами из собраний разных музеев.

Новая экспозиция занимает около 130 квадратных метров. Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского
Новая экспозиция занимает около 130 квадратных метров.
Фото: Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского

Основа художественного оформления литературной части экспозиции — традиционное пятикнижие Достоевского, наиболее объемные, переводимые и самые известные его романы: «Бесы», «Братья Карамазовы», «Идиот», «Подросток» и «Преступление и наказание». Первые издания этих книг, самые интересные иллюстрации, отзывы современников — главные элементы оформления пространства. Впервые здесь можно увидеть уникальные документы, например присяжный иск с автографом Достоевского. Оригинал этого документа хранится в Российском государственном военно-историческом архиве в Москве, он никогда прежде не экспонировался; в музее представлена его точная копия.

Работа над сменой постоянной экспозиции заняла три года, из бюджета Петербурга на нее было выделено 20 млн руб. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+