18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Как Стюарты все потратили: время экстравагантных архитектурных проектов

Антонио Давид. «Крещение принца Чарльза Эдварда Стюарта». 1725. Фото: Scottish National Portrait Gallery
Антонио Давид. «Крещение принца Чарльза Эдварда Стюарта». 1725.
Фото: Scottish National Portrait Gallery
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Королевская династия, правившая в Англии больше столетия, хотя и с перерывами, запомнилась историкам не только войнами и казнями, но и дорогостоящим дворцовым строительством. Книга Саймона Тёрли предлагает обзор того, что у Стюартов получилось, и того, что не сложилось

Еще недавно король Шотландии Яков VI, а теперь уже Яков I Английский 7 мая 1603 года въехал в столицу своего нового государства. Настала эпоха династии Стюартов. Тысячи лондонцев собрались в Стэмфорд-Хилл, чтобы поглазеть на короля; лорд-мэр готовился преподнести ему ключи от города; полтысячи пышно одетых всадников сопровождали процессию.

Случилась небольшая заминка. Яков должен был направиться в лондонский Тауэр и находиться там до коронации, но замок не был готов к его приему. Как пишет Саймон Тёрли в книге «Дворцы революции: жизнь, смерть и искусство при дворе Стюартов», за бархатным занавесом можно было узреть неприглядную картину: часть Тауэра была в запустении. В парадном зале зияла дыра в небеса, а королевские покои десятилетиями походили на чулан. Пока Яков пребывал в Тауэре, там срочно возвели стену, загораживавшую вид на гигантскую навозную кучу.

Simon Thurley. Palaces of Revolution: Life, Death and art at the Stuart court. William Collins. 560 с. £25. На английском языке
Simon Thurley. Palaces of Revolution: Life, Death and art at the Stuart court. William Collins. 560 с. £25. На английском языке

При Стюартах искусство и архитектура в Англии рассматривались отнюдь не только как что-то функциональное или помпезное. Королевские резиденции исполняли роль велеречивых манифестов на тему авторитета власти. Разнообразие произведений изобразительного и декоративного искусства из Англии, Италии, Нидерландов и Франции, будь то шпалеры английской фабрики в Мортлейке или роскошная французская кровать, окутанная великолепным импортным шелком с золотистыми гирляндами, толковалось именно таким образом.

Потраченные в те времена средства бывали огромными. Так, Анна Датская, жена Якова I, израсходовала £45 тыс., перестраивая Сомерсет-Хаус на Стрэнде. Генриетта-Мария, жена Карла I, потратила целое состояние на строительство католической часовни (разграбленной толпой во время гражданских войн середины XVII века). Тёрли воскрешает в памяти читателей некоторые исчезнувшие здания, включая прекрасный, по общему мнению, дворец Теобальдс в Хартфордшире и очень уютное купольное сооружение в прославленном саду в Уимблдоне. А еще книга рассказывает о том, что Карл I планировал полностью перестроить дворец Уайтхолл (там предполагалась, в частности, галерея длиной более 300 м). Воплощение в жизнь именно этого проекта закончилось для монарха отсечением головы в Банкетинг-Хаусе.

Пауль ван Сомер. «Портрет короля Якова I Английского». Около 1620. Фото: The Royal Collection
Пауль ван Сомер. «Портрет короля Якова I Английского». Около 1620.
Фото: The Royal Collection

В только что вышедшем ярком компендиуме Саймона Тёрли содержится меньше истории архитектуры и больше давних анекдотов, чем в его же исследованиях отдельных зданий, публиковавшихся ранее. Однако в книге все же представлены многочисленные планировки помещений и репродукции старинных гравюр, что настраивает читателя на воображаемую прогулку по историческим дворцам.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
4
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
5
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
6
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
7
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+