18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Музей имени Андрея Рублева посвятил выставку святым врачам

«Преподобные Моисей Угрин, Мартириан, Иоанн Многострадальный и мученица Фомаида». Вторая четверть XIX века. Собрание С. и У.Риццо. Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
«Преподобные Моисей Угрин, Мартириан, Иоанн Многострадальный и мученица Фомаида». Вторая четверть XIX века. Собрание С. и У.Риццо.
Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Выставка «Святые врачи» посвящена образам целителей в иконописи, среди которых великомученик Пантелеимон, бессребреники Косма и Дамиан, преподобный Сампсон Странноприимец и другие почитаемые святые

Дар целительства в христианской традиции неразрывно связан с молитвой и верой. такое представление веками отражалось и в текстах, и в изображениях, и в богослужебной практике, и в поведенческих паттернах, обусловленных почитанием того или иного святого.

Выставка в Музее имени Андрея Рублева состоит из двух больших разделов, которые сопряжены между собой тематически, но разграничены по формальным признакам. те самые святые врачи из ее названия стали главными героями первого раздела, поскольку образуют особую группу в сонме небесных покровителей. «можно сказать, что это целый чин святых целителей, или „врачей-бессребреников“, — рассказывает Надежда Герасименко, куратор выставки и заведующая научно-фондовым отделом музея. — Хотя официально такого чина нет, но в иконописных руководствах эта группа выделяется. она небольшая, первоначально включавшая примерно 13 святых, потом была несколько расширена. Чаще всего эти святые были при жизни профессиональными врачами, хотя лечили они не только врачебным искусством, но и обращением к имени Бога».

К этому условному чину относят великомученика Пантелеимона, его учителя Ермолая, бессребреников Косму и Дамиана, Кира и Иоанна, преподобного Сампсона Странноприимца и нескольких других святых врачей византийского времени. сюда же включены четверо русских «безмездных врачей», все они были связаны с киево-печерской лаврой — это Прохор Чудотворец, Агапит, Дамиан и Ипатий.

«Святитель Спиридон Тримифунтский». Конец XIX века. Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
«Святитель Спиридон Тримифунтский». Конец XIX века.
Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Второй раздел выставки посвящен церковным и народным представлениям о помощи при болезнях, которую можно было ждать от гораздо более широкого круга небесных покровителей. Традиция наделяла многих из них: святителей, мучеников, преподобных и святых жен, — помимо прочего, еще и даром целительства. В русской иконописи и печатной графике существовал особый жанр «лечебников», или «целебников», — многочастных композиций с изображениями ликов и словесными пояснениями, «каким святым каковые благодати исцеления от Бога даны». Нередко представления эти слабо соотносились с житиями и официальными чинами почитания.

«Священномученик Власий Севастийский исцеляет отрока, подавившегося костью». Первая четверть XIX века. Собрание В.М.Федотова. Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
«Священномученик Власий Севастийский исцеляет отрока, подавившегося костью». Первая четверть XIX века. Собрание В.М.Федотова.
Фото: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева

Основой выставки служат иконы разного времени — от складня XV века из собрания Третьяковской галереи до произведений, датированных началом хх столетия. Хотя представлено и множество других исторических материалов. Например, в одной из витрин показаны вотивные подвески к иконам (фигурки, изображающие людей в целом или части тела) в благодарность за излечение или в надежде на него. По словам Надежды Герасименко, эта традиция наблюдалась в регионах, тесно контактировавших с католическим миром, в частности на Брянщине и в Архангельской губернии.

Экспозиция получилась многодельной: 27 участников выставки — от государственных и частных музеев до церковных собраний и частных коллекций.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
«Святые врачи. Образы целителей в восточнохристианском искусстве»
До 29 мая

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+