18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Опасные подарки: как музеи отказываются от меценатов с «грязными» деньгами

Акция протеста у входа в Лувр против увековечивания имени Саклеров. 2019. Фото: The Art Newspaper
Акция протеста у входа в Лувр против увековечивания имени Саклеров. 2019.
Фото: The Art Newspaper
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Затяжной скандал вокруг семейства Саклер сказывается и на других случаях филантропии. Западные музеи все чаще задумываются о том, чтобы в договоры с дарителями вносить пункты, касающиеся этических норм. Правда, это палка о двух концах

Тейт собирается удалить все упоминания о благотворительности семьи Саклер в обоих своих лондонских музеях. Об этом заговорили в ходе затянувшейся попытки добиться судебного урегулирования многомиллиардной тяжбы между принадлежавшей семье компанией Purdue Pharma — производителем вызывающего привыкание лекарства «Оксиконтин» — и союзом из восьми штатов США, пытающихся привлечь Саклеров к ответственности за гибель от опиоидов около 500 тыс. американцев (ответчики отрицают свою вину).

Тейт идет по пути лондонской галереи Serpentine и нью-йоркского Метрополитен-музея, которые сняли имя Саклер со своих зданий несколько месяцев назад. Лувр удалил упоминания о пожертвованиях семьи в июле 2019 года — это решение было объяснено истечением 20-летнего срока договора о правах на имя.

Хотя Тейт, Метрополитен и ряд других музеев еще в 2019 году заявили, что не будут принимать новые подарки от Саклеров, почетные доски и таблички, отмечающие переданные в дар семьей предметы, пока на месте — до сих пор.

«Дело Саклеров — важная веха в истории американской культурной филантропии, — говорит Бенджамин Соскис, старший научный сотрудник Центра некоммерческих организаций и филантропии Института урбанизма в Вашингтоне. — Есть реальная символическая сила в том, чтобы эта фамилия была стерта со стен Тейт и Метрополитен».

На протяжении десятилетий Саклеры серьезно поддерживали художественные и образовательные институции по обе стороны Атлантики. Их фамилию до сих пор можно увидеть в музеях, в том числе в Смитсоновском национальном музее азиатского искусства и Гарвардском художественном музее в США, а также в Музее Виктории и Альберта и Британском музее в Великобритании.

Теперь непрекращающийся скандал вокруг семьи ставит перед нуждающимися в деньгах музеями острые вопросы о том, где же искать средства.

«Саклеры были особенными: как благодаря своей щедрости, так и из-за отсутствия контроля за тем, каким образом и где они заработали капиталы», — говорит Соскис. По его словам, их связь с ведущими музеями стала поучительной историей для многих. «Теперь культурные институции вынуждены гораздо разборчивее подходить к выбору тех, от кого они принимают деньги, и думать о том, как эти дары соотносятся с ценностями, которые они разделяют».

До недавнего времени надпись «Крыло Саклеров» красовалась в залах Метрополитен-музея, оборудованных на средства семьи фармацевтических магнатов. Фото: AP Photo/Seth Wenig/ТАСС
До недавнего времени надпись «Крыло Саклеров» красовалась в залах Метрополитен-музея, оборудованных на средства семьи фармацевтических магнатов.
Фото: AP Photo/Seth Wenig/ТАСС

Когда богатый спонсор соглашается помочь учреждению культуры в обмен на упоминание его имени, юристы все чаще составляют контракты с тщательно прописанными условиями о «соблюдении норм морали». Такие положения, по мнению специализирующейся на некоммерческих организациях Терри Линн Хелдж, преподавателя права на юридическом факультете Техасского университета A&M, «позволяют учреждению защитить себя в случае, если на репутации спонсора обнаружится пятно». Это относительно новое и быстро распространяющееся явление. «Такие условия встречаются все чаще, — замечает Хелдж. — Пятьдесят лет назад музейщикам в голову не приходило их включать!»

По словам Соскиса, этот сдвиг отчасти стал результатом растущего активизма среди художников. «Художники объединяются, чтобы настаивать на том, что их нужно привлекать к обсуждению политики по отношению к спонсорам, — объясняет он. — Они подталкивают институции к переосмыслению прав на имена». Кампанию против Саклеров в арт-мире возглавила художница Нан Голдин, победившая зависимость от «Оксиконтина».

Саклеры не единственные филантропы, ставшие жертвами музейного скандала.

В июне 2021 года Леон Блэк ушел с поста председателя Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке после того, как стало известно о его сотрудничестве с осужденным за сексуальные преступления бизнесменом Джеффри Эпштейном. А в 2015 году Смитсоновский институт попытался — безуспешно — не афишировать пожертвование в размере $716 тыс. от комика Билла Косби, которого обвинили в изнасиловании и сексуальных домогательствах десятки женщин (вынесенный в 2018-м приговор актеру был отменен в прошлом году).

«Накопилось такое множество историй об утративших репутацию влиятельных людях, что музеи вынуждены задуматься о том, каким образом заключать договоры с меценатами в будущем», — считает Хелдж. Однако обычной практикой оговорки о морали еще не стали.

При этом на переговорах с потенциальными спонсорами музеям приходится искать хрупкое равновесие. «Если смотреть на дело с точки зрения спонсоров, то они вовсе не жаждут, чтобы музей молниеносно реагировал сразу после выпуска новостей, — говорит Хелдж. — Так что разработка в договорах положений о морали становится все более и более сложной задачей».

Особой темой, ставшей в последние недели предметом обсуждения в западном музейном сообщесте, оказалось и присутствие среди попечителей ряда институций меценатов из России.

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+