18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Опасные подарки: как музеи отказываются от меценатов с «грязными» деньгами

Акция протеста у входа в Лувр против увековечивания имени Саклеров. 2019. Фото: The Art Newspaper
Акция протеста у входа в Лувр против увековечивания имени Саклеров. 2019.
Фото: The Art Newspaper
№100, апрель 2022
№100
Материал из газеты

Затяжной скандал вокруг семейства Саклер сказывается и на других случаях филантропии. Западные музеи все чаще задумываются о том, чтобы в договоры с дарителями вносить пункты, касающиеся этических норм. Правда, это палка о двух концах

Тейт собирается удалить все упоминания о благотворительности семьи Саклер в обоих своих лондонских музеях. Об этом заговорили в ходе затянувшейся попытки добиться судебного урегулирования многомиллиардной тяжбы между принадлежавшей семье компанией Purdue Pharma — производителем вызывающего привыкание лекарства «Оксиконтин» — и союзом из восьми штатов США, пытающихся привлечь Саклеров к ответственности за гибель от опиоидов около 500 тыс. американцев (ответчики отрицают свою вину).

Тейт идет по пути лондонской галереи Serpentine и нью-йоркского Метрополитен-музея, которые сняли имя Саклер со своих зданий несколько месяцев назад. Лувр удалил упоминания о пожертвованиях семьи в июле 2019 года — это решение было объяснено истечением 20-летнего срока договора о правах на имя.

Хотя Тейт, Метрополитен и ряд других музеев еще в 2019 году заявили, что не будут принимать новые подарки от Саклеров, почетные доски и таблички, отмечающие переданные в дар семьей предметы, пока на месте — до сих пор.

«Дело Саклеров — важная веха в истории американской культурной филантропии, — говорит Бенджамин Соскис, старший научный сотрудник Центра некоммерческих организаций и филантропии Института урбанизма в Вашингтоне. — Есть реальная символическая сила в том, чтобы эта фамилия была стерта со стен Тейт и Метрополитен».

На протяжении десятилетий Саклеры серьезно поддерживали художественные и образовательные институции по обе стороны Атлантики. Их фамилию до сих пор можно увидеть в музеях, в том числе в Смитсоновском национальном музее азиатского искусства и Гарвардском художественном музее в США, а также в Музее Виктории и Альберта и Британском музее в Великобритании.

Теперь непрекращающийся скандал вокруг семьи ставит перед нуждающимися в деньгах музеями острые вопросы о том, где же искать средства.

«Саклеры были особенными: как благодаря своей щедрости, так и из-за отсутствия контроля за тем, каким образом и где они заработали капиталы», — говорит Соскис. По его словам, их связь с ведущими музеями стала поучительной историей для многих. «Теперь культурные институции вынуждены гораздо разборчивее подходить к выбору тех, от кого они принимают деньги, и думать о том, как эти дары соотносятся с ценностями, которые они разделяют».

До недавнего времени надпись «Крыло Саклеров» красовалась в залах Метрополитен-музея, оборудованных на средства семьи фармацевтических магнатов. Фото: AP Photo/Seth Wenig/ТАСС
До недавнего времени надпись «Крыло Саклеров» красовалась в залах Метрополитен-музея, оборудованных на средства семьи фармацевтических магнатов.
Фото: AP Photo/Seth Wenig/ТАСС

Когда богатый спонсор соглашается помочь учреждению культуры в обмен на упоминание его имени, юристы все чаще составляют контракты с тщательно прописанными условиями о «соблюдении норм морали». Такие положения, по мнению специализирующейся на некоммерческих организациях Терри Линн Хелдж, преподавателя права на юридическом факультете Техасского университета A&M, «позволяют учреждению защитить себя в случае, если на репутации спонсора обнаружится пятно». Это относительно новое и быстро распространяющееся явление. «Такие условия встречаются все чаще, — замечает Хелдж. — Пятьдесят лет назад музейщикам в голову не приходило их включать!»

По словам Соскиса, этот сдвиг отчасти стал результатом растущего активизма среди художников. «Художники объединяются, чтобы настаивать на том, что их нужно привлекать к обсуждению политики по отношению к спонсорам, — объясняет он. — Они подталкивают институции к переосмыслению прав на имена». Кампанию против Саклеров в арт-мире возглавила художница Нан Голдин, победившая зависимость от «Оксиконтина».

Саклеры не единственные филантропы, ставшие жертвами музейного скандала.

В июне 2021 года Леон Блэк ушел с поста председателя Музея современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке после того, как стало известно о его сотрудничестве с осужденным за сексуальные преступления бизнесменом Джеффри Эпштейном. А в 2015 году Смитсоновский институт попытался — безуспешно — не афишировать пожертвование в размере $716 тыс. от комика Билла Косби, которого обвинили в изнасиловании и сексуальных домогательствах десятки женщин (вынесенный в 2018-м приговор актеру был отменен в прошлом году).

«Накопилось такое множество историй об утративших репутацию влиятельных людях, что музеи вынуждены задуматься о том, каким образом заключать договоры с меценатами в будущем», — считает Хелдж. Однако обычной практикой оговорки о морали еще не стали.

При этом на переговорах с потенциальными спонсорами музеям приходится искать хрупкое равновесие. «Если смотреть на дело с точки зрения спонсоров, то они вовсе не жаждут, чтобы музей молниеносно реагировал сразу после выпуска новостей, — говорит Хелдж. — Так что разработка в договорах положений о морали становится все более и более сложной задачей».

Особой темой, ставшей в последние недели предметом обсуждения в западном музейном сообщесте, оказалось и присутствие среди попечителей ряда институций меценатов из России.

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+