18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

Национальный музей Ирака в Багдаде открылся после трехлетнего перерыва

Ассирийские евнухи, несущие трон Саргона II. Фрагмент рельефа. Фото: Wikimedia Commons
Ассирийские евнухи, несущие трон Саргона II. Фрагмент рельефа.
Фото: Wikimedia Commons

Разграбленный во время войны в Ираке в 2003 году и возобновивший работу лишь спустя 12 лет, в 2019-м он вновь закрылся для посетителей — из-за антиправительственных протестов, а затем пандемии

Основанная в 1923 году и разграбленная после вторжения США в Ирак в 2003 году, эта сокровищница древних месопотамских и исламских артефактов официально вернулась к работе в 2015-м. Однако три года назад ей вновь пришлось закрыть свои двери — на фоне подъема антиправительственного протестного движения, которое позднее было жестко подавлено.

Глава иракского Совета по древностям и наследию Лайт Маджид Хусейн рассказал Agence France-Presse, что затянувшееся закрытие было связано и с пандемией коронавируса. Канцелярия премьер-министра Мустафы аль-Казыми сообщила в Twitter, что открытию музея предшествовал «долгий период ремонтно-технических и восстановительных работ».

Участие в восстановлении музея, после того как он был разграблен во время вторжения 2003 года, приняли многие международные организации. Тогда просьбы сотрудников музея о защите проигнорировали, а министр обороны США Дональд Рамсфелд прокомментировал действия мародеров в послевоенном городе печально известным «всякое случается».

Национальный музей Ирака. Фото: Wikimedia Commons
Национальный музей Ирака.
Фото: Wikimedia Commons

Сразу же после расхищения ЮНЕСКО учредила специальную миссию для поиска украденных культурных объектов и инвентаризации музея, а в минувшем году передала ему в дар оборудование и материалы для реставрации и хранения экспонатов. В период с 2003 по 2012 год в восстановительных работах также принимал участие итало-иракский Центр восстановления памятников.

Активную роль в работе по защите музея как до, так и после вторжения сыграла ныне покойная Ламия аль-Гайлани Верр — первая иракская женщина, изучавшая археологию за границей и получившая докторскую степень в этой области.

Еще до войны значительный урон культурному наследию Ирака нанесли 12 лет санкций, наложенных ООН, а затем оно страдало от последовавших за вторжением хаоса и безвластия. В результате жестких санкций музей лишился необходимых для реставрации химических продуктов, которые не пропускали через границу, а также хлора для очистки воды и запчастей для инфраструктуры. В период с 2014 по 2017 год к этим трудностям прибавились действия боевиков запрещенной в России террористической организации ИГИЛ, которые уничтожали объекты культурного наследия и незаконно продавали древности за границу.

Голова льва. 2112-2004 гг. до н.э. Фото: EPA/AHMED JALI/TASS
Голова льва. 2112-2004 гг. до н.э.
Фото: EPA/AHMED JALI/TASS

На сегодняшний день вернуть удалось лишь около трети из 15 тыс. объектов, похищенных из музея в 2003 году. В общей сложности в прошлом году правительство Ирака получило обратно свыше 18 тыс. артефактов, по большей части из США, в том числе ценную глиняную табличку с отрывком из «Эпоса о Гильгамеше», возраст которой составляет около 3,5 тыс. лет. Среди вернувшихся в экспозицию древних сокровищ также две статуи ламассу — крылатых быков с человеческими головами (883–859 до н.э.) — из дворца ассирийского царя Ашшурнацирапала II в Нимруде, свидетельствующие о несокрушимости иракской культуры, пережившей столетия войн и вторжений.

Самое читаемое:
1
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
2
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
7
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Показы фильмов об искусстве, дискуссии с экспертами и тематические лекции пройдут в Центре визуальной культуры Béton в рамках The Art Film Festival
17.10.2025
ЦВК Béton подготовил спецпрограмму для The Art Film Festival
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+