18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Национальный музей Ирака в Багдаде открылся после трехлетнего перерыва

Ассирийские евнухи, несущие трон Саргона II. Фрагмент рельефа. Фото: Wikimedia Commons
Ассирийские евнухи, несущие трон Саргона II. Фрагмент рельефа.
Фото: Wikimedia Commons

Разграбленный во время войны в Ираке в 2003 году и возобновивший работу лишь спустя 12 лет, в 2019-м он вновь закрылся для посетителей — из-за антиправительственных протестов, а затем пандемии

Основанная в 1923 году и разграбленная после вторжения США в Ирак в 2003 году, эта сокровищница древних месопотамских и исламских артефактов официально вернулась к работе в 2015-м. Однако три года назад ей вновь пришлось закрыть свои двери — на фоне подъема антиправительственного протестного движения, которое позднее было жестко подавлено.

Глава иракского Совета по древностям и наследию Лайт Маджид Хусейн рассказал Agence France-Presse, что затянувшееся закрытие было связано и с пандемией коронавируса. Канцелярия премьер-министра Мустафы аль-Казыми сообщила в Twitter, что открытию музея предшествовал «долгий период ремонтно-технических и восстановительных работ».

Участие в восстановлении музея, после того как он был разграблен во время вторжения 2003 года, приняли многие международные организации. Тогда просьбы сотрудников музея о защите проигнорировали, а министр обороны США Дональд Рамсфелд прокомментировал действия мародеров в послевоенном городе печально известным «всякое случается».

Национальный музей Ирака. Фото: Wikimedia Commons
Национальный музей Ирака.
Фото: Wikimedia Commons

Сразу же после расхищения ЮНЕСКО учредила специальную миссию для поиска украденных культурных объектов и инвентаризации музея, а в минувшем году передала ему в дар оборудование и материалы для реставрации и хранения экспонатов. В период с 2003 по 2012 год в восстановительных работах также принимал участие итало-иракский Центр восстановления памятников.

Активную роль в работе по защите музея как до, так и после вторжения сыграла ныне покойная Ламия аль-Гайлани Верр — первая иракская женщина, изучавшая археологию за границей и получившая докторскую степень в этой области.

Еще до войны значительный урон культурному наследию Ирака нанесли 12 лет санкций, наложенных ООН, а затем оно страдало от последовавших за вторжением хаоса и безвластия. В результате жестких санкций музей лишился необходимых для реставрации химических продуктов, которые не пропускали через границу, а также хлора для очистки воды и запчастей для инфраструктуры. В период с 2014 по 2017 год к этим трудностям прибавились действия боевиков запрещенной в России террористической организации ИГИЛ, которые уничтожали объекты культурного наследия и незаконно продавали древности за границу.

Голова льва. 2112-2004 гг. до н.э. Фото: EPA/AHMED JALI/TASS
Голова льва. 2112-2004 гг. до н.э.
Фото: EPA/AHMED JALI/TASS

На сегодняшний день вернуть удалось лишь около трети из 15 тыс. объектов, похищенных из музея в 2003 году. В общей сложности в прошлом году правительство Ирака получило обратно свыше 18 тыс. артефактов, по большей части из США, в том числе ценную глиняную табличку с отрывком из «Эпоса о Гильгамеше», возраст которой составляет около 3,5 тыс. лет. Среди вернувшихся в экспозицию древних сокровищ также две статуи ламассу — крылатых быков с человеческими головами (883–859 до н.э.) — из дворца ассирийского царя Ашшурнацирапала II в Нимруде, свидетельствующие о несокрушимости иракской культуры, пережившей столетия войн и вторжений.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
5
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
6
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
7
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+