18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Спецпрограмма ЦВК Béton для The Art Film Festival

На финской таможне задержали картины из российских музеев

Стол с мозаикой «Сутки в Риме» Микеланджело Барбери на выставке «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» в Gallerie D'Italia (Милан). Фото: Gallerie D'Italia
Стол с мозаикой «Сутки в Риме» Микеланджело Барбери на выставке «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» в Gallerie D'Italia (Милан).
Фото: Gallerie D'Italia

Таможенники полагали, что в машинах мог находиться груз, подпадающий под санкции, в то время как в них перевозили произведения из петербургских музеев, возвращавшиеся с выставки в Милане

Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой сообщил, что на финско-российской границе задержаны экспонаты из российских музеев.

На официальном сайте таможни Финляндии сегодня был опубликован краткий пресс-релиз, в котором говорится о задержании на пограничном пункте в Ваалимаа 2 и 3 апреля следовавшего в Россию транспорта. «Таможня начала предварительное расследование по делам о правонарушениях с отягчающими обстоятельствами… Таможенные органы подозревают, что грузы содержат товары, подпадающие под действие санкций», — говорится в пресс-релизе. Сообщается также, что груз конфискован и «финская таможня применяет санкции к товарам как орган исполнительной власти».

Микеланджело Барбери. Стол с мозаикой «Сутки в Риме». 1839. Фото: Gallerie D'Italia
Микеланджело Барбери. Стол с мозаикой «Сутки в Риме». 1839.
Фото: Gallerie D'Italia

Как пишет ТАСС со ссылкой на Михаила Швыдкого, задержка фургонов связана с проведением дополнительных бюрократических процедур, вызванных введением нового пакета санкций, затрагивающих куплю-продажу антиквариата. «Это не имеет отношения к тому, что находилось на выставках, — цитирует его агентство. — Российские произведения, возвращающиеся из разных стран после завершения выставочных проектов, будут возвращены на родину после проведения ряда бюрократических процедур».

Большинство российских изданий и Telegram-каналов, опубликовавших эту новость, решили, что речь идет о шедеврах импрессионистов из коллекции Морозовых, находившихся на выставке в Фонде Louis Vuitton в Париже, о судьбе которой в последние недели идут активные споры. Однако эта выставка закрылась лишь вчера, и вряд ли ее успели даже демонтировать, не говоря уже о том, чтобы доставить в Финляндию. Позже издание «Фонтанка» сообщило со ссылкой на свои источники, что речь идет о проекте «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» в миланской Gallerie D’Italia, где гастролировали вещи из Государственного Эрмитажа, музеев-заповедников «Гатчина», «Павловск», «Царское Село» и других российских музейных собраний.

Жан Огюст Доминик Энгр. «Портрет графа Николая Дмитриевича Гурьева». 1821. Фото: Государственный Эрмитаж
Жан Огюст Доминик Энгр. «Портрет графа Николая Дмитриевича Гурьева». 1821.
Фото: Государственный Эрмитаж

Произведения, которые задержаны финнами, уже обсуждались в итальянской и российской прессе, когда 10 марта было объявлено, что Эрмитаж запросил у музеев Италии, включая миланскую площадку Gallerie D’Italia, досрочно вернуть картины с временных выставок. По словам итальянской стороны, тогда речь шла о конце марта. Сообщалось, что с экспозиции в Gallerie D’Italia пришлось бы снять более 20 произведений, сократив срок их пребывания на выставке на неделю. Однако уже 14 марта петербургский музей отменил решение о незамедлительном возврате своих экспонатов. Другие работы из собрания Эрмитажа и Русского музея, включая картины Василия Кандинского, Пабло Пикассо и Тициана, пока остаются в Италии до официального срока окончания выставок.

Скульптура «Амур» Антонио Кановы на выставке «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» в Gallerie D'Italia (Милан). Фото: Gallerie D'Italia
Скульптура «Амур» Антонио Кановы на выставке «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» в Gallerie D'Italia (Милан).
Фото: Gallerie D'Italia

Выставка «Гранд-тур. Мечта об Италии — от Венеции до Помпей» проходила в Милане с 19 ноября 2021 года по 27 марта 2022 года. Ее темой являлся гранд-тур — обычай европейской аристократической молодежи из разных стран в XVIII–XIX веках совершать образовательное путешествие по континенту с обязательным посещением достопримечательностей Италии. Выставка создавалась Gallerie D’Italia — музейной сетью банка Intesa Sanpaolo — в партнерстве с Неаполитанским национальным археологическим музеем и Государственным Эрмитажем.

Российские музеи явились важным источником экспонатов для проекта (23 произведения из 130), поскольку одним из самых хорошо задокументированных гранд-туров является путешествие в 1781 году графа и графини Северных (под этими псевдонимами скрывались великий князь Павел Петрович, будущий император Павел I, и его супруга, великая княгиня Мария Федоровна). За время путешествия, длившегося 14 месяцев, чета приобрела множество произведений искусства, до сих пор хранящихся в бывших императорских резиденциях Санкт-Петербурга и пригородов.

Абрахам-Луи-Родольф Дюкро. «Великий князь Павел Петрович и Мария Федоровна на Римском форуме». 1782. Фото: Государственный музей-заповедник «Павловск»
Абрахам-Луи-Родольф Дюкро. «Великий князь Павел Петрович и Мария Федоровна на Римском форуме». 1782.
Фото: Государственный музей-заповедник «Павловск»

Согласно списку экспонатов миланской выставки, из российских музеев происходят, в частности, полотно Абрахама-Луи-Родольфа Дюкро «Великий князь Павел Петрович и Мария Федоровна на Римском форуме» (1782) и парная к нему работа, изображающая их же во время визита в грот Нептуна в Тиволи (ГМЗ «Павловск»), «Портрет Николая Юсупова с собакой» (1786–1789, ГЭ) работы Иоганна Баптиста Лампи и Якоба Филиппа Хаккерта, «Портрет графа Гурьева» (1821, ГЭ) кисти Жана Огюста Доминика Энгра, «Автопортрет» (1800, ГЭ) Элизабет Виже-Лебрен, скульптура «Амур» (1792–1795, ГЭ) Антонио Кановы и другие произведения.

Как сообщили позднее в пресс-службе Министерства культуры РФ, экспонаты, проходящие таможенный досмотр на финской границе, были частью двух выставок в Италии. Помимо упомянутой выше, это выставка «Форма бесконечности» в Музее современного искусства в Удине (16 октября 2021 года — 23 марта 2022 года). В экспозиции были представлены работы из Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея Востока.

Кроме того, в число экспонатов, проходящих таможенную проверку, входят художественные произведения Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, прибывшие из Японии, где они экспонировались в Художественном музее города Тиба.

Самое читаемое:
1
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
2
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
3
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
4
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
5
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
На пресс-конференции в музее «Коллекция» было много сенсаций. Факт, что его худруком стал Александр Боровский из Русского музея, уже сенсация. А еще это неожиданная программа выставок, сувенирная лавка нового типа и даже кабинки для кормления грудью
03.10.2025
Место, где напрашиваются инсталляции: в декабре открывается новый музей в квартале ЗИЛАРТ
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+