18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

От драхмы до лепты: денежную историю Древней Греции рассказывают в Москве

Монета Древней Греции. Статер. Мизия. Кизик. Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Монета Древней Греции. Статер. Мизия. Кизик.
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

Выставка «Сокровища Древней Греции» в Музее Международного нумизматического клуба рассказывает о богах и мифах, городах-полисах и статьях экспорта Древней Греции, и все на основе коллекции золотых античных монет, крупнейшей в России

Монеты одновременно являются свидетельствами экономического развития общества, историческими документами и произведениями искусства. Музей Международного нумизматического клуба на основе своей коллекции античных золотых монет, крупнейшей в России, рассказывает о древних греческих сокровищах, о богах и мифах, о политической структуре и статьях экспорта Древней Греции.

Выставка «Сокровища Древней Греции» расположена на нижнем этаже здания музея, палат Зиновьевых — Юсуповых, построенных в XVII веке. На потолок небольшого сводчатого зала проецируется то солнечное небо с облаками, то видимые сквозь прозрачную воду стаи дельфинов.

Греческие полисы, города-государства, были основаны на островах Эгейского моря, в Малой Азии, Причерноморье, на Крите и Кипре, в Северной Африке и Южной Италии. Каждый такой город чеканил свою монету, нередко они украшались изображением важных для местной экономики товаров — пшеничным колосом или виноградной гроздью, а также фигурами богов или героев. Однако для межполисной торговли уже с конца VI века до н.э. использовали и общую валюту — статеры-кизикины, отчеканенные из электра, смеси золота и серебра, в городе Кизик в Малой Азии. Вес и состав этих монет были стабильными два столетия, при этом вид кизикинов очень разно­образен: на монетах изображены боги, как Зевс — главный бог греческого пантеона, Аполлон с кифарой или Деметра с гроздьями винограда, мифологические существа вроде грифона, животные и даже растения. Однако все их объединяет присутствие фигурки тунца на лицевой стороне и квадратный отпечаток чекана на оборотной.

Вид экспозиции «Сокровища Древней Греции». Фото: Музей Международного нумизматического клуба
Вид экспозиции «Сокровища Древней Греции».
Фото: Музей Международного нумизматического клуба

В V веке до н.э. функционировала и другая денежная система, основанная на серебряных драхмах (и тетрадрахмах), которые чеканили в Афинах. При таком разнообразии возросла роль трапезитов-менял, которые могли не только подтвердить ценность монеты (есть на выставке и тетрадрахма с меткой трапезита), но и выдавали кредиты и дорожные чеки, совсем как современные банки.

Ничто так ярко не свидетельствует о смене политических эпох, как деньги. Витрина с золотыми статерами империи Александра Македонского (336–323 годы до н.э.) показывает его внимание не только к военному делу, но и к финансам, а также любовь к унификации. Все столицы завоеванных земель он повелевал называть Александриями, единый вид приняли и монеты, а головы богов на них постепенно становились все больше похожими на портрет самого Александра.

Специфика коллекции — нумизматика — диктует классические экспозиционные приемы, однако витрины с монетами дополнены мультимедийными планшетами, на которых можно увеличить и перевернуть каждую монету, и макетом древнегреческого полиса, в котором день сменяется ночью, а жители занимаются обыденными делами.  

Музей Международного нумизматического клуба
«Сокровища Древней Греции»
До 30 декабря

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+