18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Модернизм на ленинградский манер: чем интересен и почему достоин сбережения

Аэровокзал «Пулково». 1972. Фото: В.Рождественский/Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Аэровокзал «Пулково». 1972.
Фото: В.Рождественский/Музей архитектуры им. А.В.Щусева
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

У коллективной монографии «Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991» в качестве обозначения жанра фигурирует термин «справочник-путеводитель». Но в сухости слога это издание не упрекнешь — как и в недостатке колоритных фактов

Авторы всех трех книг этой серии — историки архитектуры Анна Броновицкая и Николай Малинин, а также фотограф архитектуры Юрий Пальмин. Цель проекта, реализуемого под эгидой музея «Гараж», — зафиксировать на бумаге и в общественном сознании «свежий антиквариат», послевоенную хрущевско-брежневскую архитектуру. Она уже достаточно обветшала, чтобы властям страстно захотелось ее снести, но еще недостаточно устарела, чтобы новые поколения разглядели в ней эстетические достоинства. Последнее обстоятельство также увеличивает риск сноса. Теперь у защитников советского модернизма появился еще один аргумент — достойно изданные книги.

Прелесть собственно текста — в том, что он соединил две яркие авторские манеры: логически выстроенные, обстоятельные куски от Броновицкой и переплетение анекдотов и историй от Малинина. Стиль последнего так индивидуален, что его трудно с кем-то спутать. Когда во вступлении читаешь: «…петербуржцы нас, конечно, за это проклянут» (за то, что многие важные здания в путеводитель не попали), — сразу понимаешь, чьему перу сей эмоциональный всплеск принадлежит.

Броновицкая А., Малинин Н., Пальмин Ю. «Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 344 с.
Броновицкая А., Малинин Н., Пальмин Ю. «Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955–1991. Справочник-путеводитель». М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 344 с.

Рациональный (условно) автор путеводителя сообщает много сведений по существу. Послевоенная ленинградская архитектура имела свою специфику. Она создавалась с оглядкой не столько на западный опыт, сколько на собственное наследие: Финляндский вокзал строили в полемике с Адмиралтейством, ТЮЗ — с Александринским театром. «Именно постоянный напряженный диалог с традицией и есть главная особенность ленинградского модернизма» (эмоциональный автор называет такую архитектуру «застенчивой»). Если в других городах — в Москве прежде всего — строили дома-акценты, то в Ленинграде создавали ансамбли. Даже спальные многоэтажки пытались так группировать на местности, чтобы получилось если не как у Карла Росси, то все равно целостно.

Доблесть ленинградского модернизма заключается и в технологических новациях. Тут впервые сделали вантовое перекрытие (во Дворце спорта «Юбилейный»), придумали домостроительные комбинаты и отлили высотку в 22 этажа из железобетона. Здесь много размышляли над «кастомизацией» типичных зданий — им пытались прибавить индивидуальности. Словом, не Зимним дворцом единым жив этот город, питерскую архитектуру того периода есть за что уважать. Смотреть же на нее порой грустно: качество строительства повсеместно хромало.

ЦНИИ робототехники и технической кибернетики. Фото: Юрий Пальмин
ЦНИИ робототехники и технической кибернетики.
Фото: Юрий Пальмин

Авторы рассказывают истории 50 объектов — от мастерской скульптора Михаила Аникушина и законспирированной резиденции «К-2» (дома приемов исполкома Ленсовета) до гостиницы «Прибалтийская», аэровокзала «Пулково» и циклопической площади Победы. Каждый раз это нестандартная подача материала. Например, из главы о Втором доме Ленсовета, помимо хроники его создания, мы узнаем, что жена композитора Андрея Петрова, жившего в доме, меняла в гастрономе на первом этаже театральные билеты на мясную вырезку. Или что те же супруги Петровы, страдая от отсутствия балкона, иногда брали стол на колесиках, закуску, вино и устраивали пикник на набережной. Отсылки к кинофильмам, цитаты из Иосифа Бродского, упоминания рок-концертов и других событий органично перемежаются в книге с техническими выкладками и параметрами строений. И это дает ощущение архитектуры в потоке жизни.  

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+