18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Крепость Копорье наконец взялись оборонять от напастей

Крепость Копорье. Фото: Наталья Шкуренок
Крепость Копорье.
Фото: Наталья Шкуренок
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Старинный укрепленный пункт в Ленинградской области снова готов принимать туристов после проведения двухлетних противоаварийных работ. Однако полномасштабная реставрация еще впереди, и она уже твердо обещана

Почти два года в музее «Копорская крепость», расположенном в Ленинградской области, длились противоаварийные работы на месте обрушения части крепостной стены и деформированной конструкции привратного комплекса. Теперь на территорию крепости снова пускают посетителей, а реставраторы готовятся к следующему этапу работ. Одна из старейших построек не только Ленинградской области, но и всего Северо-Запада России наконец-то получила надежду на возрождение.

«Завершение противоаварийных работ для нас — повод для радости, — рассказала нашему изданию Леся Колесникова, директор Музейного агентства Ленинградской области. — Копорье — один из самых представительных объектов региона, очень ценный с точки зрения подлинности памятника: основной объем постройки, который дошел до нашего времени, относится к XVI веку».

В марте 2020 года обрушилась часть фасадной кладки стены вокруг главного входа в крепость. Авария произошла ночью, поэтому никто не пострадал. Как тогда уверял глава Копорского сельского поселения Дмитрий Кучинский, причиной стала дождливая и ветреная зима. Хотя специалисты давно говорили о почти катастрофическом состоянии крепости — время от времени там то обрушивалась земляная насыпь, то выпадали кирпичи из стен и арок.

Еще в 2019 году правительство Ленинградской области пыталось начать реставрацию этого объекта и даже объявило конкурс проектов. Выигравшая компания начала проводить противоаварийные работы и успела потратить не один миллион рублей, но защитники исторического наследия выявили в этих действиях грубые нарушения, на их жалобы откликнулся Следственный комитет. В результате проверки компанию-победителя отстранили от работ. А еще через полгода часть стены рухнула. Крепость закрыли.

Копорская крепость в том виде, в каком она дошла до наших дней, была построена в первой трети XVI века. Впрочем, в ее состав вошли некоторые фрагменты первоначальной постройки середины XIII века, например часть южной и почти вся юго-западная стена. Крепость служила форпостом обороны до второй половины XVIII столетия, и только в 1763 году ее исключили из списка оборонительных сооружений.

Крепость Копорье. Вид сверху. Фото: Wikimedia Commons
Крепость Копорье. Вид сверху.
Фото: Wikimedia Commons

Копорье — музей под открытым небом; объект включает в себя крепостные стены, четыре башни, воротный комплекс, мост, Преображенскую церковь и часовню, фамильную усыпальницу рода Зиновьевых, владевших этими землями в XIX веке. В советское время, в 1970-е годы, в крепости проводились реставрационные работы — были укреплены перекрытия, несущие конструкции, земляной вал. Однако с тех пор серьезных действий по сохранению там не было. В 2012 году по решению суда вход в крепость закрыли из-за угрозы обрушения, но туристы все равно туда проникали.

Крепость находится в управлении Росимущества, у которого, судя по состоянию исторического объекта, руки до нее не доходили. Только в 2015 году Копорье было официально передано в пользование Музейному агентству Ленинградской области, которое начало вкладывать средства в его спасение.

Как рассказал The Art Newspaper Russia Никита Барабанщиков, генеральный директор ООО «Петербург­реставрация», проводившего противоаварийные работы, специалистам удалось восстановить целостность арок каменного моста, сохранить конструкции привратного комплекса, а главное, сделать вход в крепость совершенно безопасным. «Состояние конструкций было аварийным, туда постоянно протекала вода, состояние крепости в целом с каждым годом ухудшалось, — говорит Барабанщиков. — Поэтому мы в первую очередь накрыли временными крышами башни и площадки под пряслами между северной и южной башнями».

Одна из главных задач состояла в том, чтобы сделать вход в крепость абсолютно безопасным. Фото: Наталья Шкуренок
Одна из главных задач состояла в том, чтобы сделать вход в крепость абсолютно безопасным.
Фото: Наталья Шкуренок

Кроме того, по верхнему ярусу установили деревянные леса, которые берут на себя существенную нагрузку, снимая ее с кирпичных стен. Все пустоты, в которых скапливалась вода, заполнили изолирующими составами, провели большой комплекс работ по гидроизоляции. Обнаруженную за крайним пролетом моста так называемую волчью яму, искусственное углубление с заградительной функцией, перебрали и восстановили. Установили две деревянные кружальные конструкции (разновидность арочных), которые зафиксировали кирпичный футляр, через который проходят посетители крепости.

На противоаварийные работы правительство Ленинградской области потратило более 7 млн руб. «В течение этого года и следующего будем заниматься разработкой проекта комплексной реставрации крепости, — пояснила Леся Колесникова. — Так что у туристов есть два года на посещение этого объекта. Очень надеемся, что с 2024-го начнем полномасштабную реставрацию». 

Самое читаемое:
1
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
2
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+