18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Скульптура, живопись и видео Гриши Брускина в музейных декорациях

Гриша Брускин. «Вселенная на столе». Фрагмент инсталляции. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Гриша Брускин. «Вселенная на столе». Фрагмент инсталляции.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Художник выступил и как режиссер, и как драматург своей выставки в Третьяковке, охватывающей его творчество с 1980-х до наших дней. Название «Смена декораций» отсылает к проекту, показанному в российском павильоне на Венецианской биеннале 2017 года

По давней уже традиции Гришу Брускина нередко причисляют к ярким, даже классическим представителям соц-арта. Что по-своему правомерно, когда речь идет о советском периоде его творчества, и все менее правомерно, чем дальше от того времени. Борис Гройс справедливо отмечал когда-то, что «искусство Гриши Брускина сформировалось на пересечении двух традиций: традиции иудаизма и традиции советского коммунизма», но все же с годами этот художник ощутимо расширил границы своей персональной мифологии. Теперь она в той или иной степени касается уже всего человечества: и в части истории, и в части современных нравов.

Нынешняя персональная выставка в Новой Третьяковке своим названием — «Смена декораций» — отсылает к одноименному скульптурному проекту Брускина, показанному в российском павильоне на Венецианской биеннале 2017 года. Однако упомянутый проект на сей раз оказывается лишь одним из элементов более обширного, сложного пазла. Считать ли тогда этот показ ретроспективой? По мнению куратора выставки Ирины Горловой, заведующей отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи, такое определение не очень подходит, поскольку охвачены далеко не все этапы творчества автора. Скорее, речь о выставке-инсталляции, где составные части подчинены единому сценарию. Или пьесе, если держать в голове образ Theatrum Mundi (театра мира), излюбленный Брускиным. Сам он выступает здесь в качестве и драматурга, и режиссера.

Гриша Брускин. «Смена декораций». 2017. Фрагмент. Экспозиция павильона России на Венецианской биеннале 2017 года. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Гриша Брускин. «Смена декораций». 2017. Фрагмент. Экспозиция павильона России на Венецианской биеннале 2017 года.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Протяженная музейная анфилада преобразуется в череду не залов даже, а «сцен», как они именуются в описании проекта. Их восемь, хотя имеется еще и пролог — что-то вроде визуального эпиграфа. Действо, развернутое на каждой из этих «сцен», глубинно связано с предыдущими и последующими, но при этом и автономно. Например, раздел под названием «Коллекция археолога» выглядит самодостаточным (московские зрители могли видеть этот проект на выставке 2013 года в бывшем кинотеатре «Ударник»), однако по смыслу он коррелирует и с рисунками, объединенными слоганом «Сквозь тусклое стекло», и с фантасмагорическими гипсовыми композициями из той самой венецианской «Смены декораций», которые возникают под занавес экспозиции.

Итак, выставка в Третьяковке — это не ретроспектива, но все-таки избранное за много лет — с 1980-х до наших дней. Фигурирует даже знаменитый полиптих «Фундаментальный лексикон», с которого в 1988 году началась международная карьера этого автора. Правда, здесь представлена версия начала 1990-х, развивающая изначальный замысел, но тогда именно это и подразумевалось — создание «бесконечной серии». Есть на выставке и совсем новая живопись, хотя Брускину свойственны диалектические возвращения к прежним мотивам. Образы со временем трансформируются, приобретая новые значения. Образы эти на разный лад прорастают и в шпалерах, и в фарфоре, и в бронзе, и в видео, поскольку для автора значима концепция Gesamtkunstwerk, синтеза искусств.

Гриша Брускин. «Смена декораций». 2017. Фрагмент инсталляции. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Гриша Брускин. «Смена декораций». 2017. Фрагмент инсталляции.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Художник, живущий сейчас между Москвой и Нью-Йорком, говорит, что новая выставка в целом представляет собой «исследование того, как рождаются, ­бытуют и превращаются в руины культурные, исторические и идеологические мифологии. И как руины, в свою очередь, становятся истоком новых мифологий». Ирина Горлова придерживается сходного мнения: «Брускина интересует то, каким образом из всей прежней культуры можно создать новые знаки и символы, как именно их можно визуализировать».

Новая Третьяковка
«Гриша Брускин. Смена декораций»
23 марта — 24 июля 2022

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+