18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Поврежденные ИГ скульптуры вернули в древний город Хатра после реставрации

Древний город Хатра находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Фото: Hadani Ditmars
Древний город Хатра находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото: Hadani Ditmars

Заняв объект культурного наследия ЮНЕСКО, боевики запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство» использовали его в качестве тренировочного лагеря и «разбили на мелкие куски» многие из его артефактов

В 2015 году древний город Хатра сильно пострадал от действий «Исламского государства» (ИГ, ранее ИГИЛ, террористическая организация, запрещенная в России) и был внесен в список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой. Спустя семь лет один из важнейших объектов исторического наследия в Ираке постепенно начинает возвращаться к жизни.

В конце февраля состоялась закрытая церемония, приуроченная к завершению реставрации трех сильно пострадавших скульптур. Хатра, основанная в III веке до н. э., сохранилась лучше всех остальных городов Парфянского царства. В период с 2015 по 2017 года она находилась под контролем войск ИГ, которые использовали ее в качестве тренировочного лагеря.

Бойцы ИГ использовали здания Хатры и изображения божеств, в том числе бога солнца Шамаша и богини Аллат, в качестве тренировочных мишеней. Для восстановления нанесенного ими урона в 2020 году при финансовой поддержке Международного альянса по защите наследия в зонах конфликтов («Алиф») был запущен реставрационный проект неотложной помощи. Реализацией проекта занимается Международная ассоциация исследований Средиземноморья и Востока в сотрудничестве с иракским Директоратом древностей и наследия. В рамках проекта специалисты провели оценку ущерба и обезопасили пострадавший скульптурный декор.

Ведущий археолог проекта Массимо Видале рассказал, что в числе артефактов, представленных на церемонии, были «две гигантские скульптуры в форме человеческих лиц, которые бойцы ИГИЛ сбили со стен и раскололи на мелкие куски». Его команда полностью восстановила и вернула обе скульптуры на место в 2021 году. Фрагменты третьей гигантской маски собрали, поместили в безопасное хранилище и «отреставрируют в ближайшем будущем», рассказал Видале.

Один из спасенных фрагментов. Фото: Hadani Ditmars
Один из спасенных фрагментов.
Фото: Hadani Ditmars

Благодаря совместным усилиям итальянская и иракская команды смогли добиться выдающихся результатов в сравнительно сжатые сроки. Одно из ключевых достижений — расчистка от обломков территории города, который пострадал не только от действий ИГ, но и из-за отсутствия должного ухода на протяжении 12 лет в обанкротившемся в результате санкций Ираке. В числе вывезенных из Хатры свидетельств войны были три неразорвавшиеся бомбы. Специалисты также провели тщательную документацию территории площадью 700 га при помощи дрона и трехмерного цифрового сканирования, что позволило осуществить виртуальную реконструкцию наиболее выдающихся артефактов.

Специалисты собрали и обезопасили обломки и других разрушенных скульптур, в том числе больших скульптурных голов, когда-то украшавших фасад храма Шамаша, зверское уничтожение которых ИГ транслировало в социальных сетях. Благодаря тому, что головы были разбиты на сравнительно крупные куски, собрать их заново не составило особого труда, и их уже успели вернуть на место. В числе других спасенных фрагментов — изображение дующего в трубу существа, напоминающего русалку.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
4
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
5
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
6
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
Вручены награды XIII Премии газеты The Art Newspaper Russia. Мы попросили лауреатов в пяти номинациях ответить на три вопроса
23.04.2025
Представляем победителей XIII Премии The Art Newspaper Russia
7
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
22-я ярмарка современного, классического и ювелирного искусства «Арт Москва» пройдет в Гостином Дворе и покажет галереи и проекты рекордного количества и разнообразия
21.04.2025
«Арт Москва» соединит старое и новое в «диалоге»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+