18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Поврежденные ИГ скульптуры вернули в древний город Хатра после реставрации

Древний город Хатра находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Фото: Hadani Ditmars
Древний город Хатра находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото: Hadani Ditmars

Заняв объект культурного наследия ЮНЕСКО, боевики запрещенной в РФ террористической организации «Исламское государство» использовали его в качестве тренировочного лагеря и «разбили на мелкие куски» многие из его артефактов

В 2015 году древний город Хатра сильно пострадал от действий «Исламского государства» (ИГ, ранее ИГИЛ, террористическая организация, запрещенная в России) и был внесен в список объектов всемирного наследия, находящихся под угрозой. Спустя семь лет один из важнейших объектов исторического наследия в Ираке постепенно начинает возвращаться к жизни.

В конце февраля состоялась закрытая церемония, приуроченная к завершению реставрации трех сильно пострадавших скульптур. Хатра, основанная в III веке до н. э., сохранилась лучше всех остальных городов Парфянского царства. В период с 2015 по 2017 года она находилась под контролем войск ИГ, которые использовали ее в качестве тренировочного лагеря.

Бойцы ИГ использовали здания Хатры и изображения божеств, в том числе бога солнца Шамаша и богини Аллат, в качестве тренировочных мишеней. Для восстановления нанесенного ими урона в 2020 году при финансовой поддержке Международного альянса по защите наследия в зонах конфликтов («Алиф») был запущен реставрационный проект неотложной помощи. Реализацией проекта занимается Международная ассоциация исследований Средиземноморья и Востока в сотрудничестве с иракским Директоратом древностей и наследия. В рамках проекта специалисты провели оценку ущерба и обезопасили пострадавший скульптурный декор.

Ведущий археолог проекта Массимо Видале рассказал, что в числе артефактов, представленных на церемонии, были «две гигантские скульптуры в форме человеческих лиц, которые бойцы ИГИЛ сбили со стен и раскололи на мелкие куски». Его команда полностью восстановила и вернула обе скульптуры на место в 2021 году. Фрагменты третьей гигантской маски собрали, поместили в безопасное хранилище и «отреставрируют в ближайшем будущем», рассказал Видале.

Один из спасенных фрагментов. Фото: Hadani Ditmars
Один из спасенных фрагментов.
Фото: Hadani Ditmars

Благодаря совместным усилиям итальянская и иракская команды смогли добиться выдающихся результатов в сравнительно сжатые сроки. Одно из ключевых достижений — расчистка от обломков территории города, который пострадал не только от действий ИГ, но и из-за отсутствия должного ухода на протяжении 12 лет в обанкротившемся в результате санкций Ираке. В числе вывезенных из Хатры свидетельств войны были три неразорвавшиеся бомбы. Специалисты также провели тщательную документацию территории площадью 700 га при помощи дрона и трехмерного цифрового сканирования, что позволило осуществить виртуальную реконструкцию наиболее выдающихся артефактов.

Специалисты собрали и обезопасили обломки и других разрушенных скульптур, в том числе больших скульптурных голов, когда-то украшавших фасад храма Шамаша, зверское уничтожение которых ИГ транслировало в социальных сетях. Благодаря тому, что головы были разбиты на сравнительно крупные куски, собрать их заново не составило особого труда, и их уже успели вернуть на место. В числе других спасенных фрагментов — изображение дующего в трубу существа, напоминающего русалку.

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
3
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
Выставляя отечественных последователей фовизма, в Музее русского импрессионизма использовали формулировку, позаимствованную у Давида Бурлюка, — «русские дикие». В России интерес к «дикой живописи» продлился дольше, чем на родине во Франции
18.06.2025
Выставка «Русские дикие»: более грубоватые и отвязные по сравнению с французами
4
Опечатано: московские художники теряют мастерские
Из-за неопределенного юридического статуса творческих мастерских они все чаще становятся предметом судебных разбирательств между городом и художественными союзами. Вместе со студиями художники нередко лишаются произведений и прочего имущества
17.06.2025
Опечатано: московские художники теряют мастерские
5
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло
17.06.2025
Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины
6
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
Автор этого живописного произведения так и остается неизвестным, тем не менее важность картины «Дева Мария с Младенцем, святыми Людовиком и Маргаритой и двумя ангелами» для истории искусства никем из специалистов не ставится под сомнение
19.06.2025
Лондонская Национальная галерея приобрела загадочный алтарь за $20 млн
7
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Архивные фото из коллекции «Историческая Англия» рассказывают о модах и вкусах, царивших в особняках и квартирах межвоенной эпохи. Главным фактором, объединяющим снимки в альбоме, становится грустное обстоятельство: этих интерьеров больше нет
20.06.2025
Теперь так не живут: утраченные интерьеры Лондона
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+