18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Современные сказки рассказывают в фешенебельном небоскребе

Владимир Дубосарский. Без названия. Из серии «В мире животных». 2021. Фото: ILONA-K artspace
Владимир Дубосарский. Без названия. Из серии «В мире животных». 2021.
Фото: ILONA-K artspace

На двух этажах ILONA-K artspace в башне «Меркурий» в Москва-Сити развернулась выставка Владимира Дубосарского «Дедушкины сказки». Сольный проект демонстрирует разные грани творчества художника

В 1992 году в стенах легендарной самоорганизованной галереи в Трехпрудном переулке, одним из постоянных экспонентов которой был ‎Владимир Дубосарский, состоялась акция по выявлению самого великого художника — при помощи ростомера. Дубосарский с его ростом 191 см вошел в пятерку лидеров. Шутки шутками, а сегодня он — один из наиболее востребованных российских художников. И работы его спустя 30 лет экспонируются уже не на чердаке расселенного под реконструкцию дома, где базировались «‎трехпрудники»,‎ а в просторных залах ILONA-K artspace, расположенных на втором и сороковом этажах «‎золотой» ‎башни «‎Меркурий» в Москва-Сити.

Успеху Дубосарского способствовало то, что однажды он не побоялся свернуть на скользкую дорожку — заняться живописью. Для выходца из передовой художественной тусовки начала 1990-х, да еще и в эпоху расцвета акционизма — дело совершенно немыслимое, если не сказать крамольное. Вместе с Александром Виноградовым он создавал монументальные полотна в эстетике соцреализма, обращаясь к растиражированным образам массовой культуры. Ничуть не стесняясь, художники объявили, что работают для самой широкой аудитории. Такой концептуальный конформизм сделал их нонконформистами среди своих же и обеспечил дуэту внимание со стороны как художественного сообщества, которое, конечно, раскусило иронию, так и тех, кто не «‎в теме».‎

Вид экспозиции «Дедушкины сказки». Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Вид экспозиции «Дедушкины сказки».
Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia

Традиции арт-бренда «‎Виноградов & Дубосарский»‎ узнаются в картинах из серии «‎В мире животных», которые составляют первую часть экспозиции в ILONA-K artspace. Кажется даже, что мы видим продолжение нашумевшего цикла «‎Картин на заказ», в рамках которого художники создавали работы для заводов, школ, туристических агентств. ‎Новая, сольная серия Дубосарского хорошо бы вписалась в интерьеры пентхаусов Москва-Сити. Внушительный формат, яркие флуоресцентные краски, кричащий гротеск и дерзкие образы диких животных, населивших человеческие жилища, — идеальное решение для дизайнерских апартаментов. Помимо прочего, условный житель элитного небоскреба становится совладельцем интегрированных в полотна Дубосарского работ Бэнкси, Жан-Мишеля Баскиа и Люсьена Фрейда. Сегодня именно они — и, разумеется, серийный Дэмиен Хёрст с цветущими вишнями, которые тоже засветились на одном из холстов, — «‎делают наши дома такими разными, такими привлекательными».‎

Стебный дуализм цикла «‎В мире животных»‎ обнаруживается в нескрываемом желании понравиться профанному, но платежеспособному зрителю, над вкусом которого Дубосарский в то же самое время подтрунивает. Над зрителем подготовленным художник и вовсе открыто издевается: обезоруживающая банальность живописного языка наносит сокрушительный удар по эстетическим ожиданиям завсегдатая выставок современного искусства. Что тут скажешь? Если в «‎Сказках дядюшки Римуса» трикстером выступает Братец Кролик, то в сказках дедушки Дубосарского — сам автор.

Вид экспозиции «Дедушкины сказки». Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Вид экспозиции «Дедушкины сказки».
Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia

На сороковом этаже зрителя ждет эстетическая передышка — дзенская графика из серии «1001 вид моря». Тоже вполне трикстерский ход: такого Дубосарского никто увидеть не ожидал (серия показывается впервые!). Под постмодернистским названием, которое отсылает одновременно к «Ста видам Фудзи» Хокусая и к «Тысяче и одной ночи», скрываются полуабстрактные пейзажи в духе картин Марка Ротко и «морских» фотографий Хироси Сугимото. Красочные работы отражаются в панорамных окнах, контрастируя с урбанистической серостью расстилающейся внизу Москвы. Получается «1001 вид моря», умноженный на два; при этом отраженная в стеклах экспозиция-двойник увлекает зрителя ничуть не меньше, чем та, что за его спиной.

Графическая серия выполнена в технике монотипии, которая предполагает нанесение красок на какую-либо поверхность и создание отпечатков (Дубосарский добивается разнообразия фактур, используя в качестве матриц для оттиска листы пластика, подложку под ламинат и другие материалы). Работая в такой технике, автор не может вполне предугадать конечный результат своих стараний. В связи с этим особый смысл приобретает вынесенная на поверхность одной из картин — с безмятежно плывущей по воде грушей — надпись: «Художник должен умереть».

Владимир Дубосарский. Без названия. Из серии «В мире животных». 2021. Фото: ILONA-K artspace
Владимир Дубосарский. Без названия. Из серии «В мире животных». 2021.
Фото: ILONA-K artspace

Дубосарский разделяет бартовскую концепцию смерти автора, по всей видимости, еще и потому, что это позволяет ему отстраниться от интерпретации собственных работ, полностью передав эти полномочия зрителю. Те парадоксальные сюжеты, которые он генерирует на холстах, призваны прежде всего привлечь и удержать внимание посетителя выставки, а тот уж сам додумает, что к чему. Возвращаясь к небылицам из серии «В мире животных», хочется спросить: как, например, жирафы и кенгуру оказались на лестничной клетке московской хрущевки? И почему шимпанзе хозяйничает в квартире какого-то бизнесмена, прикупившего себе картину Фрейда, а гепард — в хипстерском лофте, интерьер которого украшен снимком Фрэнсиса Бэкона для Vogue? Здесь видятся постапокалиптические истории о том, как дикая природа заселяет мир, в котором не стало человека. Обживается на руинах цивилизации, где уже ничего не значат имена художников и рекорды аукционных продаж. Но и у самой зловещей сказки есть шанс на хеппи-энд.

ILONA-K artspace
«Владимир Дубосарский. Дедушкины сказки»‎
До 31 мая

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
4
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
5
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+