18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Современные сказки рассказывают в фешенебельном небоскребе

Владимир Дубосарский. Без названия. Из серии «В мире животных». 2021. Фото: ILONA-K artspace
Владимир Дубосарский. Без названия. Из серии «В мире животных». 2021.
Фото: ILONA-K artspace

На двух этажах ILONA-K artspace в башне «Меркурий» в Москва-Сити развернулась выставка Владимира Дубосарского «Дедушкины сказки». Сольный проект демонстрирует разные грани творчества художника

В 1992 году в стенах легендарной самоорганизованной галереи в Трехпрудном переулке, одним из постоянных экспонентов которой был ‎Владимир Дубосарский, состоялась акция по выявлению самого великого художника — при помощи ростомера. Дубосарский с его ростом 191 см вошел в пятерку лидеров. Шутки шутками, а сегодня он — один из наиболее востребованных российских художников. И работы его спустя 30 лет экспонируются уже не на чердаке расселенного под реконструкцию дома, где базировались «‎трехпрудники»,‎ а в просторных залах ILONA-K artspace, расположенных на втором и сороковом этажах «‎золотой» ‎башни «‎Меркурий» в Москва-Сити.

Успеху Дубосарского способствовало то, что однажды он не побоялся свернуть на скользкую дорожку — заняться живописью. Для выходца из передовой художественной тусовки начала 1990-х, да еще и в эпоху расцвета акционизма — дело совершенно немыслимое, если не сказать крамольное. Вместе с Александром Виноградовым он создавал монументальные полотна в эстетике соцреализма, обращаясь к растиражированным образам массовой культуры. Ничуть не стесняясь, художники объявили, что работают для самой широкой аудитории. Такой концептуальный конформизм сделал их нонконформистами среди своих же и обеспечил дуэту внимание со стороны как художественного сообщества, которое, конечно, раскусило иронию, так и тех, кто не «‎в теме».‎

Вид экспозиции «Дедушкины сказки». Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Вид экспозиции «Дедушкины сказки».
Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia

Традиции арт-бренда «‎Виноградов & Дубосарский»‎ узнаются в картинах из серии «‎В мире животных», которые составляют первую часть экспозиции в ILONA-K artspace. Кажется даже, что мы видим продолжение нашумевшего цикла «‎Картин на заказ», в рамках которого художники создавали работы для заводов, школ, туристических агентств. ‎Новая, сольная серия Дубосарского хорошо бы вписалась в интерьеры пентхаусов Москва-Сити. Внушительный формат, яркие флуоресцентные краски, кричащий гротеск и дерзкие образы диких животных, населивших человеческие жилища, — идеальное решение для дизайнерских апартаментов. Помимо прочего, условный житель элитного небоскреба становится совладельцем интегрированных в полотна Дубосарского работ Бэнкси, Жан-Мишеля Баскиа и Люсьена Фрейда. Сегодня именно они — и, разумеется, серийный Дэмиен Хёрст с цветущими вишнями, которые тоже засветились на одном из холстов, — «‎делают наши дома такими разными, такими привлекательными».‎

Стебный дуализм цикла «‎В мире животных»‎ обнаруживается в нескрываемом желании понравиться профанному, но платежеспособному зрителю, над вкусом которого Дубосарский в то же самое время подтрунивает. Над зрителем подготовленным художник и вовсе открыто издевается: обезоруживающая банальность живописного языка наносит сокрушительный удар по эстетическим ожиданиям завсегдатая выставок современного искусства. Что тут скажешь? Если в «‎Сказках дядюшки Римуса» трикстером выступает Братец Кролик, то в сказках дедушки Дубосарского — сам автор.

Вид экспозиции «Дедушкины сказки». Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia
Вид экспозиции «Дедушкины сказки».
Фото: Наталия Крючкова/The Art Newspaper Russia

На сороковом этаже зрителя ждет эстетическая передышка — дзенская графика из серии «1001 вид моря». Тоже вполне трикстерский ход: такого Дубосарского никто увидеть не ожидал (серия показывается впервые!). Под постмодернистским названием, которое отсылает одновременно к «Ста видам Фудзи» Хокусая и к «Тысяче и одной ночи», скрываются полуабстрактные пейзажи в духе картин Марка Ротко и «морских» фотографий Хироси Сугимото. Красочные работы отражаются в панорамных окнах, контрастируя с урбанистической серостью расстилающейся внизу Москвы. Получается «1001 вид моря», умноженный на два; при этом отраженная в стеклах экспозиция-двойник увлекает зрителя ничуть не меньше, чем та, что за его спиной.

Графическая серия выполнена в технике монотипии, которая предполагает нанесение красок на какую-либо поверхность и создание отпечатков (Дубосарский добивается разнообразия фактур, используя в качестве матриц для оттиска листы пластика, подложку под ламинат и другие материалы). Работая в такой технике, автор не может вполне предугадать конечный результат своих стараний. В связи с этим особый смысл приобретает вынесенная на поверхность одной из картин — с безмятежно плывущей по воде грушей — надпись: «Художник должен умереть».

Владимир Дубосарский. Без названия. Из серии «В мире животных». 2021. Фото: ILONA-K artspace
Владимир Дубосарский. Без названия. Из серии «В мире животных». 2021.
Фото: ILONA-K artspace

Дубосарский разделяет бартовскую концепцию смерти автора, по всей видимости, еще и потому, что это позволяет ему отстраниться от интерпретации собственных работ, полностью передав эти полномочия зрителю. Те парадоксальные сюжеты, которые он генерирует на холстах, призваны прежде всего привлечь и удержать внимание посетителя выставки, а тот уж сам додумает, что к чему. Возвращаясь к небылицам из серии «В мире животных», хочется спросить: как, например, жирафы и кенгуру оказались на лестничной клетке московской хрущевки? И почему шимпанзе хозяйничает в квартире какого-то бизнесмена, прикупившего себе картину Фрейда, а гепард — в хипстерском лофте, интерьер которого украшен снимком Фрэнсиса Бэкона для Vogue? Здесь видятся постапокалиптические истории о том, как дикая природа заселяет мир, в котором не стало человека. Обживается на руинах цивилизации, где уже ничего не значат имена художников и рекорды аукционных продаж. Но и у самой зловещей сказки есть шанс на хеппи-энд.

ILONA-K artspace
«Владимир Дубосарский. Дедушкины сказки»‎
До 31 мая

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
Ярославский художественный музей — неоднократный лауреат премии ИКОМ России, номинант и победитель ряда международных конкурсов. С 2008 года им руководит Алла Хатюхина, которую мы расспросили о необычном проекте «Три стихии» и о достижениях музея вообще
26.02.2024
Алла Хатюхина: «Мы молчали об этой находке несколько десятилетий»
7
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+