18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из кого же, из кого же сделана наша эпоха: художественная панорама в лицах

Гоша Острецов с героем своей инсталляции «Жизнь художника, или Муки творчества». 2009. Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Гоша Острецов с героем своей инсталляции «Жизнь художника, или Муки творчества». 2009.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Очерки о полусотне художников призваны обозначить все самое важное в российском искусстве ближайшего прошлого. Сборник озаглавлен «Неокончательная история», что подразумевает открытость списка и отсутствие притязаний на научную фундаментальность

Со своим проектом написания истории современного российского искусства Андрей Ковалев носился много лет, если не десятилетий. Академический искусствовед, кандидат наук, в бурные 1990-е ставший одним из самых популярных газетных художественных критиков, а потом вернувшийся на профессорскую стезю исследований и преподавания, автор фундаментальной монографии «Российский акционизм» и еще многих книг, где собраны его статьи о художниках, мечтал о связной хрестоматии наподобие грабаревской «Истории русского искусства». Были и заявки на гранты, и долгие стимулирующие беседы с коллегами о том, что пора бы всем сплотиться и наконец выдать на-гора ту самую лелеемую историю, — но мечта никак не осуществлялась.

И вот появилась книга со словом «история» в заголовке, написанная коллективом авторов под предводительством Андрея Ковалева. Несмотря на кокетливый эпитет «неокончательная», это хороший маркетинговый ход: жаждущий системы студент или слушатель образовательных курсов явно набросится на такое издание, ожидая, что наконец-то тут все разложат по полочкам, обрисуют и проанализируют основные течения, выделят главные фигуры, проведут параллели с мировым худпроцессом, — ну, то есть ожидая именно «истории», в ее традиционном понимании. Но нет, в этой книге такой истории нет, а есть «искусство в лицах» — 50 коротких статей с иллюстрациями о конкретных героях трех десятилетий, с начала 1980-х до 2010-х. В предисловии составитель сборника и автор 18 статей Андрей Ковалев поясняет, что «эпоха стилей закончилась», а российские художники «способны, как перчатки, менять не только свои творческие концепции, но и взгляды на мироздание», и поэтому старомодный жанр «портретов», восходящий еще к жизнеописаниям Джорджо Вазари, показался авторам наиболее уместным для описания живого процесса.

«Неокончательная история. Современное российское искусство в лицах» / Под ред. А. Ковалева. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 380 с.
«Неокончательная история. Современное российское искусство в лицах» / Под ред. А. Ковалева. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2021. 380 с.

Выбор 50 художников, «которых вы должны знать» (именно к этой модели списков и справочников апеллирует книга), выглядит весьма убедительно. Да, именно об этих бунтарях и радикалах, интеллектуалах и изобретателях, будораживших общественное мнение и менявших представления постсоветской публики о том, что такое искусство, и писала все эти годы наша критика. Тут есть и концептуалисты (Юрий Альберт, Павел Пепперштейн), хорошо представлена линия акционизма (от Олега Кулика до Pussy Riot), есть видеоартисты (AES + F, Евгений Гранильщиков, «Провмыза») и живописцы (Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Валерий Кошляков, Керим Рагимов), мастера инсталляций и «найденных объектов», архаисты и космисты. Примерно десятая часть списка — женщины (например, Ирина Корина, Таус Махачева, Айдан Салахова), что вполне отражает половую пропорцию, сложившуюся в нашем искусстве, без политкорректных натяжек. Такую же десятую часть составляют художники не из Москвы, а из других городов: Воронеж, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург. Впрочем, географический критерий сегодня явно устарел: во многих биографиях мы видим сложные траектории, такие как Петербург — Берлин или Краснодар — Париж.

Расположены тексты не по алфавитному порядку фамилий, не по возрасту художников, не по принадлежности к какому-либо направлению, а по довольно причудливой хронологии «появления на сцене», что затрудняет поиск нужного имени. Например, группа «Провмыза», образованная в 1998 году и представлявшая Россию на Венецианской биеннале в 2005-м, стоит после Группировки ЗИП, основанной в 2009-м, что хочется объяснить простой небрежностью составителей. Досадной оплошностью выглядит, например, и то, что в преамбуле подчеркнута важная роль первых галерей — но ни одна не названа. Портят впечатление и опечатки, которые пробрались даже в некоторые заголовки, — это, впрочем, легко исправить в следующем издании, а кажется, что оно непременно последует.

Аня Желудь. «Кота задовила машина». 2017. Фото: Музей современного искусства «Гараж»
Аня Желудь. «Кота задовила машина». 2017.
Фото: Музей современного искусства «Гараж»

Потому что, хотя это и не классическая история, но, пожалуй, самое репрезентативное собрание очерков о ключевых персонажах российской арт-сцены под одной обложкой. (Да, выходили книги об отдельных героях, и даже делались попытки серий, но вот такой полусотни ни у кого не набиралось.) Кроме того, в заслугу авторам можно поставить живой и легкий стиль, а то, что иногда он сбивается в какую-то чрезмерную игривость или не всегда объяснимую иронию, — так это наследие бурных 1990-х, когда критики чувствовали себя наравне с художниками и создавали свои текстовые арт-объекты, и именно такого раскованного письма продолжает придерживаться верховный автор сборника Андрей Ковалев. Его компаньонки, известные критики Ирина Кулик, Анна Матвеева, Александра Рудык, Елена Федотова, тоже знают толк в искусстве слова, и эссе Ирины Кулик о Германе Виноградове (Бикапо) или текст Анны Матвеевой о чете Флоренских можно признать поистине образцовыми. (Приятно отметить, что в книге в качестве авторов поучаствовали Ольга Данилкина и Алена Лапина, когда-то сотрудничавшие с The Art Newspaper Russia.)

От хлестких журналистских заголовков тут и определения-девизы, данные каждому из художников: «главный фрик российского искусства», «русский Энди Уорхол», «виртуозный заклинатель мира вещей», «беспринципные конформисты и самопровозглашенные халтурщики». Остается надеяться, что у читателей и героев книги хватит чувства юмора, чтобы оценить по достоинству эти неокончательные диагнозы критиков. 

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
6
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+