18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петроглифы австралийских аборигенов возвращаются домой

Преминганские петроглифы. Фото: The National Museum of Australia
Преминганские петроглифы.
Фото: The National Museum of Australia
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Музей и художественная галерея Тасмании в Хобарте и Королевское общество Тасмании объявили о предстоящей передаче еще год назад, в феврале 2021-го. Сейчас этот проект вошел в стадию реализации

Преминганские петроглифы будут возвращены аборигенному сообществу Тасмании и установлены на исходном месте в северо-западной части австралийского островного штата спустя 60 лет после того, как их вывезли оттуда, вырезав пилой из каменного массива.

Музей и художественная галерея Тасмании в Хобарте и Королевское общество Тасмании объявили о предстоящей передаче еще год назад, в феврале 2021-го. Сейчас этот проект вошел в стадию реализации. Он осуществляется в рамках широкой программы инициатив по исправлению исторической несправедливости в отношении коренного населения острова. По словам председателя попечительского совета Музея и художественной галереи Тасмании Бретт Торосси, музей долгое время использовал аборигенов в качестве «объектов исследования», создавая неуместные экспозиции и распространяя ложные представления. Вывоз преминганских петроглифов сотрудниками музея в 1960-е годы служит «показательным примером подобных практик прошлого».

Петроглифы, возраст которых составляет от 4 тыс. до 14 тыс. лет, получили название по территории Премингана площадью 540 га. Эта земля усеяна образованиями из песчаника, на которых первые обитатели острова высекали узоры, обладавшие духовной и ритуальной важностью: группы окружностей и концентрических колец, заштрихованные полосы, линии и очертания, напоминающие человеческие лица. В 1950-е годы Музей и художественная галерея королевы Виктории в Лонсестоне, втором по величине городе Тасмании, провел исследование региона, в ходе которого выявили 36 произведений искусства.

«Мы не знаем, каким значением наделяли их наши предки», — говорит глава Земельного совета аборигенов Тасмании Ребекка Дигни. По ее словам, с грядущим возвращением петроглифов «еще один фрагмент этой головоломки в буквальном смысле встанет на место».

Снимки, сделанные в 1962 г., запечатлели процесс изъятия преминганских петроглифов из природного ландшафта. Фото: The National Museum of Australia
Снимки, сделанные в 1962 г., запечатлели процесс изъятия преминганских петроглифов из природного ландшафта.
Фото: The National Museum of Australia

Возврат наскальных рисунков осложняется обстоятельствами, при которых те были вывезены. В 1962 году один из самых выдающихся петроглифов вырезали с помощью ручной пилы. В процессе каменная плита раскололась надвое — всего за несколько часов музейные работники нанесли больший ущерб, чем тысячелетия шквалистых ветров. «Представители Музея и художественной галереи Тасмании действовали как настоящие вандалы», — говорит историк Питер Симс, сделавший фотографии заповедника Премингана еще до переноса петроглифов. Вернувшись туда в конце 1962 года, он был потрясен последствиями этого акта «официального вандализма».

Уже в самом музее крупнейший из петроглифов подвергся новым вмешательствам: раскол заделали при помощи клейкого вещества, для укрепления основы использовали бетон со стальными прутьями, а поверхность покрыли лаком. Трудно поверить, но, по словам Дигни, «все это никак не документировалось, их воспринимали просто как объекты, которые можно поместить в экспозицию». По счастью, другой преминганский памятник, который был тогда вывезен в музей, остался нетронутым. «Этот петроглиф довольно легко вернуть на место», — считает Дигни.

Преминганские петроглифы. Фото: The National Museum of Australia
Преминганские петроглифы.
Фото: The National Museum of Australia

Тем временем территория заповедника Премингана тоже претерпела изменения. В 1970-е годы местные жители засыпали массив наскального искусства песком, чтобы защитить его от дальнейшего вандализма и разрушения под воздействием окружающей среды. Установить местонахождение распиленной глыбы песчаника удалось лишь недавно. Работы по возвращению петроглифов уже идут, однако подробности пока не разглашаются. По словам Дигни, транспортировка столь крупных, тяжелых и при этом крайне хрупких объектов — непростая задача. «Страшно повредить их еще больше».  

Самое читаемое:
1
Загадочный тарч: рука не из того места
Необычный предмет из Оружейной палаты сбивает с толку историков и художников уже два с лишним века
18.12.2025
Загадочный тарч: рука не из того места
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
Первую часть из 60 картин из французской коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в Омске, Новосибирске и Кемерове, вторую — в Абакане, Красноярске и Иркутске
16.12.2025
Пушкинский отправил часть своего собрания импрессионистов на гастроли по Сибири
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
12.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
В петербургском Манеже открылась выставка «Все Бенуа — всё Бенуа». Художественная династия представлена здесь работами нескольких десятков членов этой семьи и художников, входивших в круг Бенуа
19.12.2025
Художественный клан Бенуа перечислили по алфавиту
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+