18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Неувядающий сад

В проекте Florae участвует Мика Нинагава, создавшая снимки с иммерсивным эффектом. Фото: Van Cleef & Arpels
В проекте Florae участвует Мика Нинагава, создавшая снимки с иммерсивным эффектом.
Фото: Van Cleef & Arpels
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Цветочные украшения французского Дома Van Cleef & Arpels собрали в единый проект Florae

Дом Van Cleef & Arpels уже более 100 лет стремится запечатлеть неуловимую красоту природы в произведениях ювелирного искусства, испытывая особую любовь к цветочному мотиву. Совместно с японским фотографом Микой Нинагавой бренд представил проект выставки исторических и современных украшений, воспевающих изящество естественных форм живых цветов.

Творческий союз Van Cleef & Arpels и Мики Нинагавы начался в 2017 году, а уже через некоторое время появилась выставка Florae. «Дом любит подчеркивать связь между ювелирными изделиями и работами художников, которые черпают вдохновение из тех же источников. Так происходит и в случае с Микой Нинагавой и цветами. Уникальность ее фотографий состоит в иммерсивном подходе. Вместо того чтобы концентрироваться на определенном объекте, она создает из фотографий целую вселенную, чтобы погрузить зрителя в самое сердце природы», — комментирует связь двух видов искусства президент и генеральный директор Van Cleef & Arpels Николя Бос.

Брошь Cosmos. Фото: Van Cleef & Arpels
Брошь Cosmos.
Фото: Van Cleef & Arpels

В драгоценной оранжерее бренда можно встретить самые разнообразные цветы: это и миниатюрные маргаритки, и загадочные морозники, и клевер, приносящий удачу. Для представления своего цветочного богатства на выставке Van Cleef & Arpels выбрали необычный путь — украшения расположены не в хронологическом порядке, а условно разделены на три тематические части: реалистичные изображения цветов, изысканные букеты и стилизованные образы с графичными линиями. Но, несмотря на концептуальное различие украшений, их объединяет фирменный фигуративный подход Дома.

Обращение к флоральной тематике и превращение ее образов в стилизованные орнаменты было особенно популярным в начале XX века, когда зарождался стиль ар-деко. Так, при вручении Гран-при Van Cleef & Arpels на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже в 1925 году жюри отдельно отметило браслет Interwined Flowers. Его асимметричный узор из цветов, созданный из желтых и белых бриллиантов, изумрудов, ониксов и ярких рубинов, значительно повлиял на дальнейшее стилистическое развитие Дома.

Браслет Interwined Flowers. 1924. Фото: Van Cleef & Arpels
Браслет Interwined Flowers. 1924.
Фото: Van Cleef & Arpels

Тревожные предвоенные 1930-е годы оказались для Van Cleef & Arpels временем экспериментов. В 1937-м, год Всемирной выставки в Париже, когда ар-деко переживал небывалый расцвет, Дом создал брошь Silhouette Flower, заполнив пространство украшения пустотами. Гибкая нить из желтого золота одновременно повторяет силуэт цветка и банта, середина которого украшена вихрем рубинов и бриллиантов, — элегантная связь эстетики природы и моды.

К нитям обратились и в броши Hawaii Bouquet 1939 года, где стебли, собранные в пучок с помощью ленты из желтого золота, усыпаны пятилистниками, украшенными бриллиантами, сапфирами и рубинами. Говорят, название цветочного мотива Hawaii “Fleurettes” посвящено гавайскому медовому месяцу известной клиентки Дома Дорис Дьюк и Джеймса Кромвеля.

Использование желтого золота, а также сочетание рубинов и сапфиров стали символом эпохи Второй мировой войны: в синем и красном цвете французам виделись флаги родной республики. Всемирная беда не остановила полет фантазии ювелиров — в эти годы в Van Cleef & Arpels по-новому взглянули на прежние варианты дизайна. Например, колье из желтого золота, созданное в 1940 году, включает пять съемных брошей — отсылка к универсальному украшению Passe-Partout 1938 года, способному трансформироваться в колье, браслет и ремень.

Брошь Daisy. 1964. Фото: Van Cleef & Arpels
Брошь Daisy. 1964.
Фото: Van Cleef & Arpels

Война разделила производство украшений на время «до и после». В послевоенные годы стиль ар-деко стремительно идет на спад, а ему на смену приходит огромный интерес к роскошным материалам, возвратившимся в ювелирные мастерские. Браслет Flower Lace, созданный в 1946 году, полностью отвечал требованиям нового времени: изделие выполнено из желтого золота и состоит из двойной цепочки-змейки, украшенной кружевным букетом цветов, сердцевины которых сияют благодаря рубинам и бриллиантам.

Еще одним важным периодом прошлого столетия для Van Cleef & Arpels можно назвать 1960–1970-е годы, вдохнувшие дух свободы в ювелирные украшения Дома. Тогда были созданы такие культовые броши, как рубиновая маргаритка Daisy с сердцевиной из бриллиантов круглой огранки и знаковые морозники из коллекции Rose de Noёl. Мастера ювелирного дела талантливо отразили естественную красоту растений: своеобразный природный беспорядок формы передан в драгоценных цветах с помощью «шелковистой» шлифовки, особой закрепки камней и таких нюансов, как различие углов наклона и размеров лепестков. Блестящее ювелирное мастерство проявилось и в комплекте Narcissus из броши и пары серег, где солнечный цвет вестника весны воссоздан с помощью ажурного плетения из тончайших нитей желтого золота.

Брошь Narcissus. 1968. Фото: Van Cleef & Arpels
Брошь Narcissus. 1968.
Фото: Van Cleef & Arpels

XXI век не поставил точку во флористических исканиях бренда. За последние годы Van Cleef & Arpels выпустил несколько коллекций с браслетами, колье, часами и брошами, связанными с тематикой цветов. Современные изделия отличает минималистичный дизайн. Например, графичный и одновременно элегантный мотив Frivole в виде лепестков-сердец из желтого золота, обрамляющих бриллиантовую сердцевину, позволяет включать украшения в повседневный или более формальный стиль.

Сценография выставки создана японским архитектором, основателем парижского архитектурного бюро ATTA Цуёси Танэ. В стремлении воссоздать атмосферу сновидения художник обратился к концепции калейдоскопа и лабиринта. По мере продвижения по выставке зритель теряется среди бесконечных цветных узоров Мики Нинагавы и иллюзий парящих в воздухе драгоценностей, расположенных в почти невидимых витринах.

Познакомиться с драгоценным гербарием Van Cleef & Arpels можно было в Париже в конце прошлого года, но, как обещают, впечатляющая экспозиция совершит международный вояж.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
4
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
5
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
Неизвестный вандал в 1968 году попытался вырезать лицо «Молодой женщины, сидящей за вёрджинелом» из лондонской Национальной галереи. Тогда попечители предпочли не афишировать инцидент, но наконец музей поделился его подробностями
04.09.2025
Национальная галерея рассекретила давнее покушение на картину Вермеера
6
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
7
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Юношеская влюбленность, творческий союз, расставание и воссоединение: выставка в Кунстхалле Праги проливает свет на отношения Анны-Эвы Бергман и Ханса Хартунга — одну из нерассказанных историй любви в искусстве XX века
28.08.2025
Пара, навсегда воссоединившаяся в жизни и в искусстве
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+