18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тревожные дифирамбы Маркуса Люперца в Московском музее современного искусства

Маркус Люперц. «Ствол дерева — дифирамб». 1966. Фото: MMOMA
Маркус Люперц. «Ствол дерева — дифирамб». 1966.
Фото: MMOMA
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Первая в России выставка звезды современного немецкого искусства «Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника» — итог почти шести десятилетий на европейской арт-сцене

Маркусу Люперцу недавно стукнуло 80 лет. На это имя отзываются сайты всех крупнейших музеев мира, где находятся произведения художника. Его ретроспективу — итог почти шести десятков лет на европейской арт-сцене — Московский музей современного искусства (ММОМА) проводит совместно с нью-йоркско-берлинской галереей Майкла Вернера при поддержке Гёте-института. Выставка стала первым большим показом художника в Москве. В 2014 году Люперца принимал Эрмитаж.

Сто картин и объектов отобраны самим художником — а также скульптором, джазменом, медийным персонажем, любящим эпатировать публику диссонансом между стильными костюмами а-ля начало прошлого века с непременными часами на золотой цепочке и тростью с набалдашником в виде черепа (за что он получил прозвище «последний немецкий денди») и экспрессионистической живописью и «неотесанной», грубо раскрашенной скульптурой (за это получил другой ник — enfant terrible). Нивелируя критику, как, впрочем, и дифирамбы, Люперц как-то заметил: «Искусство? Это то, что делаю я».

На самом деле все еще интереснее. Пятнадцатилетним парнем он учился в школе художественных ремесел, подрабатывая шахтером и дорожным рабочим. В 21 год перебрался в Западный Берлин и создал первые «картины-дифирамбы». Люперц отсылает к идее Фридриха Ницше о дионисийском начале в культуре. В 1966 году художник опубликовал манифест «Привлекательность XX века становится видимой сквозь найденные мною дифирамбы».

Маркус Люперц. «Немецкий мотив – дифирамбический II». 1973. Фото: ММОМА
Маркус Люперц. «Немецкий мотив – дифирамбический II». 1973.
Фото: ММОМА

Привлекательность в пространстве Маркуса Люперца, как и его современников Георга Базелица, Йорга Иммендорфа, Ансельма Кифера, — это желание традиционным языком живописи, а позже скульптуры ответить на самые важные и одновременно самые травматичные вопросы послевоенного немецкого общества, связанные с исторической памятью. Многие выбрали для ответов классический немецкий экспрессионизм. Люперц был среди первых, с ним напрямую связано направление «неоэкспрессионизм». Он действительно «делатель» искусства. Словосочетание сontemporary art художник не признает. Обилие милитаристской символики в его работах отсылает к недавнему трагическому опыту Второй мировой войны. На картинах из серии «Немецкий мотив — дифирамбический II» на фоне тревожного абстрактного пейзажа, соединяющего желтый и черный тона, изображены лежащие на земле каска, фуражка и лопата, воткнутая в землю.

В последние десятилетия Люперц занимается в основном скульптурой. Важно не пропустить раннюю раскрашенную бронзу «Голова прекрасного». Этот персонаж действительно прекрасен. В нем чувствуется дионисийство античных времен и бури ХХ–XXI веков.

Московский музей современного искусства
«Маркус Люперц. Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника»
До 3 апреля

Самое читаемое:
1
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
Памятник советского модернизма 1980-х годов, открытый в Москве после реконструкции, несмотря на заявления властей о «воссоздании», оказался далек от оригинала, говорят его создатели — скульпторы Салават Щербаков и Борис Орлов
12.05.2023
Борис Орлов и Салават Щербаков возмущены реконструкцией Южного речного вокзала
2
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
Мы публикуем рейтинги посещаемости российских музеев ежегодно начиная с 2013-го и воспринимаем их как статистическое отражение реальной ситуации в музейной сфере. Для наших музеев 2022 год оказался не худшим
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских музеев за 2022 год: топ-50
3
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
Представитель РПЦ допустил возможность отсрочки перемещения иконы до того момента, как будет создана защитная капсула, при этом за последние месяцы количество проблемных участков на иконе увеличилось до 71
24.05.2023
Выдача «Троицы» Рублева на праздник 4 июня может быть отложена
4
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
Топ-50 самых популярных российских выставок за 2022 год составлен на основании опроса, проведенного нашей редакцией. Во внимание принимались только художественные выставки или те, что содержали художественную составляющую
04.05.2023
Рейтинг посещаемости российских художественных выставок за 2022 год: топ-50
5
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
Президентом РФ Владимиром Путиным принято решение о возвращении РПЦ иконы «Троица», написанной Андреем Рублевым. Накануне Государственный Эрмитаж дал согласие соединить раку, гробницу и мощи святого на территории Александро-Невской лавры
15.05.2023
«Троица» Андрея Рублева и рака Александра Невского переданы РПЦ
6
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
Маргарет Мейтленд, исследовательница древней культуры долины Нила, обнаружила прямую связь музейной статуи с жителями целой деревни мастеров, специализировавшихся на создании гробниц для правителей страны
23.05.2023
Загадка «невозможной» древнеегипетской скульптуры, похоже, решена
7
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Приоритеты, тренды, активности и другие перспективные формы работы отечественных музеев — в нашем обзоре
04.05.2023
Музейный рейтинг, обратная связь: ни к старому, ни к новому, а к приемлемому
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+