18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Международный и российский музейный рейтинг 2024

Тревожные дифирамбы Маркуса Люперца в Московском музее современного искусства

Маркус Люперц. «Ствол дерева — дифирамб». 1966. Фото: MMOMA
Маркус Люперц. «Ствол дерева — дифирамб». 1966.
Фото: MMOMA
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Первая в России выставка звезды современного немецкого искусства «Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника» — итог почти шести десятилетий на европейской арт-сцене

Маркусу Люперцу недавно стукнуло 80 лет. На это имя отзываются сайты всех крупнейших музеев мира, где находятся произведения художника. Его ретроспективу — итог почти шести десятков лет на европейской арт-сцене — Московский музей современного искусства (ММОМА) проводит совместно с нью-йоркско-берлинской галереей Майкла Вернера при поддержке Гёте-института. Выставка стала первым большим показом художника в Москве. В 2014 году Люперца принимал Эрмитаж.

Сто картин и объектов отобраны самим художником — а также скульптором, джазменом, медийным персонажем, любящим эпатировать публику диссонансом между стильными костюмами а-ля начало прошлого века с непременными часами на золотой цепочке и тростью с набалдашником в виде черепа (за что он получил прозвище «последний немецкий денди») и экспрессионистической живописью и «неотесанной», грубо раскрашенной скульптурой (за это получил другой ник — enfant terrible). Нивелируя критику, как, впрочем, и дифирамбы, Люперц как-то заметил: «Искусство? Это то, что делаю я».

На самом деле все еще интереснее. Пятнадцатилетним парнем он учился в школе художественных ремесел, подрабатывая шахтером и дорожным рабочим. В 21 год перебрался в Западный Берлин и создал первые «картины-дифирамбы». Люперц отсылает к идее Фридриха Ницше о дионисийском начале в культуре. В 1966 году художник опубликовал манифест «Привлекательность XX века становится видимой сквозь найденные мною дифирамбы».

Маркус Люперц. «Немецкий мотив – дифирамбический II». 1973. Фото: ММОМА
Маркус Люперц. «Немецкий мотив – дифирамбический II». 1973.
Фото: ММОМА

Привлекательность в пространстве Маркуса Люперца, как и его современников Георга Базелица, Йорга Иммендорфа, Ансельма Кифера, — это желание традиционным языком живописи, а позже скульптуры ответить на самые важные и одновременно самые травматичные вопросы послевоенного немецкого общества, связанные с исторической памятью. Многие выбрали для ответов классический немецкий экспрессионизм. Люперц был среди первых, с ним напрямую связано направление «неоэкспрессионизм». Он действительно «делатель» искусства. Словосочетание сontemporary art художник не признает. Обилие милитаристской символики в его работах отсылает к недавнему трагическому опыту Второй мировой войны. На картинах из серии «Немецкий мотив — дифирамбический II» на фоне тревожного абстрактного пейзажа, соединяющего желтый и черный тона, изображены лежащие на земле каска, фуражка и лопата, воткнутая в землю.

В последние десятилетия Люперц занимается в основном скульптурой. Важно не пропустить раннюю раскрашенную бронзу «Голова прекрасного». Этот персонаж действительно прекрасен. В нем чувствуется дионисийство античных времен и бури ХХ–XXI веков.

Московский музей современного искусства
«Маркус Люперц. Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника»
До 3 апреля

Самое читаемое:
1
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
Комплексная научная реставрация памятника продолжалась почти 20 лет. Китайский дворец — единственная постройка в стиле рококо, сохранившаяся с XVIII века в нашей стране в подлинном виде
03.07.2024
Китайский дворец в Ораниенбауме восстановлен полностью
2
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
Если нет возможности уехать в отпуск далеко и надолго, то можно выбраться на один-два дня в тихие городки близ столицы. Благо их хватает и во многих идут стоящие выставки
08.07.2024
Выставки вокруг Москвы: Репин, Маковские и русский феникс
3
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
Музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино» открылся после двухлетней реставрации. Рассказываем, что нельзя пропустить в родовом имении поэта, где он провел три прекрасные осени
07.07.2024
Обновленное Болдино ждет почитателей Пушкина
4
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
Каникулярное время с хорошей погодой в разгаре, а значит, пора устроить культурный променад. Главные выставки лета в Москве и Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде, наконец в Красноярске — в нашей подборке
08.07.2024
Выставки лета: Малевич, Снейдерс и Булатов
5
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
Филиал, посвященный общению с искусством детей, подростков и взрослых с различными формами инвалидности, разместился в двухэтажном особнячке рядом с новейшим корпусом галереи в Кадашах
03.07.2024
Новый, инклюзивный филиал Третьяковской галереи получил название «Добрый музей»
6
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
В музейном деле наметилась новая тенденция: меньше выставок, углубленная программа исследований, скромные приобретения и больше взаимодействия с публикой
01.07.2024
Медленно и вдумчиво: музеи мира отказываются от авралов
7
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
С 12 по 14 июля в Выксе в 14-й раз пройдет ежегодный городской фестиваль актуальной культуры. Мы поговорили с его создательницей о том, что такое Выкса и почему выксунцы восстановили мурал «русского Бэнкси» на торце пятиэтажки прямо поверх утеплителя
05.07.2024
Ирина Седых: «Люди рассматривают Выксу как город для жизни. Вот критерий нашего успеха»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+