18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тревожные дифирамбы Маркуса Люперца в Московском музее современного искусства

Маркус Люперц. «Ствол дерева — дифирамб». 1966. Фото: MMOMA
Маркус Люперц. «Ствол дерева — дифирамб». 1966.
Фото: MMOMA
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Первая в России выставка звезды современного немецкого искусства «Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника» — итог почти шести десятилетий на европейской арт-сцене

Маркусу Люперцу недавно стукнуло 80 лет. На это имя отзываются сайты всех крупнейших музеев мира, где находятся произведения художника. Его ретроспективу — итог почти шести десятков лет на европейской арт-сцене — Московский музей современного искусства (ММОМА) проводит совместно с нью-йоркско-берлинской галереей Майкла Вернера при поддержке Гёте-института. Выставка стала первым большим показом художника в Москве. В 2014 году Люперца принимал Эрмитаж.

Сто картин и объектов отобраны самим художником — а также скульптором, джазменом, медийным персонажем, любящим эпатировать публику диссонансом между стильными костюмами а-ля начало прошлого века с непременными часами на золотой цепочке и тростью с набалдашником в виде черепа (за что он получил прозвище «последний немецкий денди») и экспрессионистической живописью и «неотесанной», грубо раскрашенной скульптурой (за это получил другой ник — enfant terrible). Нивелируя критику, как, впрочем, и дифирамбы, Люперц как-то заметил: «Искусство? Это то, что делаю я».

На самом деле все еще интереснее. Пятнадцатилетним парнем он учился в школе художественных ремесел, подрабатывая шахтером и дорожным рабочим. В 21 год перебрался в Западный Берлин и создал первые «картины-дифирамбы». Люперц отсылает к идее Фридриха Ницше о дионисийском начале в культуре. В 1966 году художник опубликовал манифест «Привлекательность XX века становится видимой сквозь найденные мною дифирамбы».

Маркус Люперц. «Немецкий мотив – дифирамбический II». 1973. Фото: ММОМА
Маркус Люперц. «Немецкий мотив – дифирамбический II». 1973.
Фото: ММОМА

Привлекательность в пространстве Маркуса Люперца, как и его современников Георга Базелица, Йорга Иммендорфа, Ансельма Кифера, — это желание традиционным языком живописи, а позже скульптуры ответить на самые важные и одновременно самые травматичные вопросы послевоенного немецкого общества, связанные с исторической памятью. Многие выбрали для ответов классический немецкий экспрессионизм. Люперц был среди первых, с ним напрямую связано направление «неоэкспрессионизм». Он действительно «делатель» искусства. Словосочетание сontemporary art художник не признает. Обилие милитаристской символики в его работах отсылает к недавнему трагическому опыту Второй мировой войны. На картинах из серии «Немецкий мотив — дифирамбический II» на фоне тревожного абстрактного пейзажа, соединяющего желтый и черный тона, изображены лежащие на земле каска, фуражка и лопата, воткнутая в землю.

В последние десятилетия Люперц занимается в основном скульптурой. Важно не пропустить раннюю раскрашенную бронзу «Голова прекрасного». Этот персонаж действительно прекрасен. В нем чувствуется дионисийство античных времен и бури ХХ–XXI веков.

Московский музей современного искусства
«Маркус Люперц. Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника»
До 3 апреля

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+