18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тревожные дифирамбы Маркуса Люперца в Московском музее современного искусства

Маркус Люперц. «Ствол дерева — дифирамб». 1966. Фото: MMOMA
Маркус Люперц. «Ствол дерева — дифирамб». 1966.
Фото: MMOMA
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Первая в России выставка звезды современного немецкого искусства «Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника» — итог почти шести десятилетий на европейской арт-сцене

Маркусу Люперцу недавно стукнуло 80 лет. На это имя отзываются сайты всех крупнейших музеев мира, где находятся произведения художника. Его ретроспективу — итог почти шести десятков лет на европейской арт-сцене — Московский музей современного искусства (ММОМА) проводит совместно с нью-йоркско-берлинской галереей Майкла Вернера при поддержке Гёте-института. Выставка стала первым большим показом художника в Москве. В 2014 году Люперца принимал Эрмитаж.

Сто картин и объектов отобраны самим художником — а также скульптором, джазменом, медийным персонажем, любящим эпатировать публику диссонансом между стильными костюмами а-ля начало прошлого века с непременными часами на золотой цепочке и тростью с набалдашником в виде черепа (за что он получил прозвище «последний немецкий денди») и экспрессионистической живописью и «неотесанной», грубо раскрашенной скульптурой (за это получил другой ник — enfant terrible). Нивелируя критику, как, впрочем, и дифирамбы, Люперц как-то заметил: «Искусство? Это то, что делаю я».

На самом деле все еще интереснее. Пятнадцатилетним парнем он учился в школе художественных ремесел, подрабатывая шахтером и дорожным рабочим. В 21 год перебрался в Западный Берлин и создал первые «картины-дифирамбы». Люперц отсылает к идее Фридриха Ницше о дионисийском начале в культуре. В 1966 году художник опубликовал манифест «Привлекательность XX века становится видимой сквозь найденные мною дифирамбы».

Маркус Люперц. «Немецкий мотив – дифирамбический II». 1973. Фото: ММОМА
Маркус Люперц. «Немецкий мотив – дифирамбический II». 1973.
Фото: ММОМА

Привлекательность в пространстве Маркуса Люперца, как и его современников Георга Базелица, Йорга Иммендорфа, Ансельма Кифера, — это желание традиционным языком живописи, а позже скульптуры ответить на самые важные и одновременно самые травматичные вопросы послевоенного немецкого общества, связанные с исторической памятью. Многие выбрали для ответов классический немецкий экспрессионизм. Люперц был среди первых, с ним напрямую связано направление «неоэкспрессионизм». Он действительно «делатель» искусства. Словосочетание сontemporary art художник не признает. Обилие милитаристской символики в его работах отсылает к недавнему трагическому опыту Второй мировой войны. На картинах из серии «Немецкий мотив — дифирамбический II» на фоне тревожного абстрактного пейзажа, соединяющего желтый и черный тона, изображены лежащие на земле каска, фуражка и лопата, воткнутая в землю.

В последние десятилетия Люперц занимается в основном скульптурой. Важно не пропустить раннюю раскрашенную бронзу «Голова прекрасного». Этот персонаж действительно прекрасен. В нем чувствуется дионисийство античных времен и бури ХХ–XXI веков.

Московский музей современного искусства
«Маркус Люперц. Маленькая иррациональная ретроспектива под руководством художника»
До 3 апреля

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
5
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
6
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
7
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
На выставке «Выпуск ’25» в «Паркинг Галерее» в «Зарядье» представлены работы начинающих художников, выпускников художественных и архитектурных вузов Москвы
17.10.2025
В «Зарядье» показывают будущих звезд современного искусства
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+