18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Рене Магритт, носитель вероломных образов и немного фальшивомонетчик

Художник в образе персонажа с его картин. Фото: Courtesy of Kutlesa Gallery
Художник в образе персонажа с его картин.
Фото: Courtesy of Kutlesa Gallery
№98, февраль 2022
№98
Материал из газеты

Вышла новая биографическая книга о трудной судьбе бельгийского сюрреалиста — в том числе о его амурных похождениях и сомнительных подработках. Начинал этот труд знаменитый искусствовед Алекс Данчев, а вот завершать его пришлось Саре Уитфилд

Прославленный художник Рене Магритт (1898–1967) отличался скрытностью. Его имидж среднего человека из предместья Брюсселя, всегда одетого в костюм и шляпу, видимо, был рассчитан на то, чтобы не допускать вмешательства в личную жизнь. Он отказывался пояснять смысл своих картин, сохраняя их поэтическую тайну. Любой биограф Магритта так или иначе сталкивался с сознательной замкнутостью этого человека.

Алекс Данчев, известный биографическими трудами о Жорже Браке и Поле Сезанне, умер, так и не закончив последнюю главу жизне­описания Магритта. Книга «Магритт: жизнь» была завершена Сарой Уитфилд, соавтором и редактором шеститомного каталога-резоне этого художника. Работа оказалась в надежных руках. В увлекательной, талантливо написанной биографии ощущаются и знакомство Данчева с франкофонной культурой, и исследовательские наработки Уитфилд.

Alex Danchev (with Sarah Whitfield). Magritte: A Life. Pantheon. 464 с. $45, £30. На английском языке
Alex Danchev (with Sarah Whitfield). Magritte: A Life. Pantheon. 464 с. $45, £30. На английском языке

В монографии собрано множество сведений о детстве Магритта, которое он провел в Лессине, в бельгийском регионе Валлония. Отец художника Лео­польд (портной — среди прочих занятий) обладал тяжелым характером, был заносчивым, меркантильным и агрессивным богохульником, разнузданным гулякой и честолюбцем. Трое его непослушных сыновей высмеивали отца, а их самих местные жители считали «никудышными». Все четверо мучили мать Регину, которая в конце концов покончила с собой, утопившись в реке Самбре. Каков отец, таков и сын — на эту мысль о Магритте-младшем невольно наводят описанные Данчевым страдания матери.

В биографии рассказывается о днях, проведенных Рене в Королевской академии изящных искусств Бельгии, где он учился у живописца и скульптора Констана Монтальда и брал уроки у иллюстратора и дизайнера Жисбера Комба; меньше говорится о краткой службе в армии в самом начале 1920-х. В 1922 году он женился на подруге детства Жоржетте Бергер. По словам Данчева, ее считали хорошенькой, но меркантильной и недалекой.

В том же году Магритт впервые увидел работу Джорджо де Кирико, «метафизического» художника, оказавшего большое влияние на сюрреалистическое движение. Впрочем, живя в 1927–1930 годах в Париже, Магритт оставался на периферии группы сюрреалистов.

Оказавшись в 1937 году в Лондоне (где писал картины для бального зала эксцентричного аристократа Эдварда Джеймса), Магритт имел краткую любовную связь с британской сюрреалисткой Шейлой Легге. В это же время у Жоржетты завязался собственный роман на стороне, и она попросила развод. Однако в конце концов супружеская пара помирилась, сохранив свой брак. Хотя все эти факты были известны и раньше, в новой биографической книге обобщена информация из очень многих источников, поэтому картина жизни художника выглядит куда более полной, чем в прежних жизнеописаниях. Например, выяснилось, что Магритт был завсегдатаем борделей.

Рене Магритт в своем брюссельском доме в 1967 г. Фото: Musée Magritte Museum
Рене Магритт в своем брюссельском доме в 1967 г.
Фото: Musée Magritte Museum

Данчев раскрывает подробности жизни Рене Магритта во время Второй мировой войны, когда тот занимался подделкой картин. Он копировал и старых мастеров (Тициана и голландского живописца XVII века Мейндерта Хоббему), и современных ему авторов (Жоржа Брака, Джорджо де Кирико, Пауля Клее, Пабло Пикассо, Макса Эрнста), создавая совершенно очевидные фальшивки. Жоржетта была в ярости, когда после смерти Магритта его сподвижник сюрреалист Марсель Марьен обнародовал в печати этот факт и рассказал о своем пособничестве. Вдова судилась с Марьеном, но проиграла процесс. Рассказ о подделке Тициана — один из ярчайших эпизодов в книге. А тот факт, что Магритт занимался еще и фальшивомонетничеством, наверняка поразит многих читателей.

Можно поспорить с толкованиями, которые авторы предлагают по отдельным вопросам (например, по поводу политических взглядов их героя), но в целом в этой живо написанной биографии фактически нет промахов. Здесь во всей полноте рассказывается о жизни одного из самых влиятельных художников XX века — и все-таки его тайна так и остается раскрытой не до конца. 

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
04.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+