18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пять московских самоорганизаций в искусстве

Представляем обзор самоорганизаций и арт-пространств, учрежденных художниками и открывшихся в Москве за время пандемии

Пандемия радикально изменила московский ландшафт современного искусства. После череды локдаунов и введения новых правил посещения музеев в прошлом году — только по QR-коду — резко сократилось число посетителей, многие частные галереи перешли на режим работы по предварительной записи, а кто-то закрылся совсем. Из-за высокой аренды и выгорания приостановили деятельность многие независимые организации. Тем не менее в Москве успело появиться несколько новых self-run, то есть возникших по инициативе художников, пространств. Мы выбрали пять независимых экспериментальных арт-площадок столицы, которые открылись в последние два года.

Галерея «Бомба»

Переведеновский пер., д. 18, стр. 3

«Бомба» открылась в октябре 2020 года в бывшем бомбоубежище — в подвале Центра творческих индустрий «Фабрика». Галерея является независимой выставочной площадкой и личной инициативой группы художников: Александра Баталова, Дианы Галимзяновой, Натальи Тимофеевой и Анны Третьяковой. Отбор проектов осуществляется коллегиально.

«Организация пространства в бомбоубежище связана с желанием работать за пределами white cube. Во-первых, аутентика подвала дает достаточно широкие возможности для экспериментов и репрезентации работ; во-вторых, место диктует формат художественного высказывания — нужно подстраиваться под высоту потолков и руинизированную атмосферу в целом. Ну и в-третьих, внешняя, связанная с пандемией истерия и тотальная цифровизация: без QR-кода мы не можем себе позволить свободного передвижения и вынуждены подстраиваться под эти условия. Все это повлияло на желание создать открытое место, но при этом мимикрирующее под убежище от внешних угроз», — рассказала нам Наталья Тимофеева.

За два года в галерее прошло 16 выставок, в том числе лауреатов альтернативной премии Tretyakovprize Юлии Кривозубовой и Павла Соловьева. В планах — развивать направление аудиоинсталляционных практик, саунд-арта и перформансов. Среди выставок ожидаются инсталляции группы Pomidor, Альберта Солдатова, Сергея Карева и Ильи Колесникова, Миши Блосяка.

Галерея «Бомба». Фото: Галерея «Бомба»
Галерея «Бомба».
Фото: Галерея «Бомба»
Галерея «Новая искренность»

Электрический пер., д. 8, стр. 4

Галерея «Новая искренность» основана в марте 2020 года молодым куратором Евой Рондо в Электрическом переулке на «Белорусской». Это уже второй независимый проект Рондо, который вырос из арт-пространства «Пустое место», открытого ею в 2018-м на территории завода «Серп и молот».

«В сентябре 2019 года я нашла объявление о сдаче подвала в жилом доме около метро „Белорусская“. Помещение было в неплохом состоянии, не хватало только белых стен и хорошего освещения. Все это получилось осуществить примерно за три месяца. Уже в марте 2020 года открылась первая выставка, как раз с моей коллекцией работ молодых художников. А через полгода напротив нашего дома возник арт-кластер бывшего завода „Фазотрон“», — вспоминает Рондо.

Ева Рондо выстраивает выставочную политику в противовес принятым правилам и проводит опен-колы для художников, а для некоторых проектов принимает работы без отбора. «Главная задача проекта заключается в совмещении новейших кураторских практик с интересами художников, исследование художественных языков нового поколения», — говорится на сайте галереи.

В «Новой искренности» проходят персональные выставки как совсем юных и малоизвестных авторов, так и признанных мастеров. В марте прошлого года здесь состоялась выставка IGO Алисы Горшениной, чьи работы выставлялись в музее «Гараж», Новой Третьяковке и на ВДНХ. Помимо произведений самой уральской художницы, в экспозиции были представлены объекты, созданные совместно с ее семьей. Кроме выставок в галерее действуют мастерские для художников.

В 2021 году «Новая искренность» приняла участие в ярмарке современного искусства Cosmoscow, а в будущем планирует наладить постоянный обмен выставками с зарубежными галереями.

Галерея «Новая искренность». Фото:
Галерея «Новая искренность».
ИП Виноградов

Пр-д Энтузиастов, д. 5, стр. 1, этаж 5

Арт-объединение «ИП Виноградов» открылось в конце декабря 2020 года на заводе «Энергоремонт» в районе метро «Авиамоторная» по инициативе группы художников, в том числе Миши Гудвина из Воронежа и Ромы Казуса из Владивостока.

«Идея самоорганизации появилась у нас с Мишей Гудвиным после резиденции „Открытые студии“ „Винзавода“. Хотелось найти помещение под мастерские и отдельный выставочный зал, чтобы демонстрировать свои работы и дать площадку другим художникам. Я нашел подходящий вариант на старом заводе. Как обычно бывает при коммерческой аренде, договор нужно было заключать с юрлицом. А так как у художников редко бывает собственное юрлицо, я попросил друга оформить договор через его ИП. Первым посетителям мы сообщали, чтобы на проходной говорили, что идут в ИП Виноградов. В какой-то момент родилась идея так и назвать объединение», — рассказал Казус. При выборе места художники руководствовались доступностью аренды и помещения.

После закрытия центра «Красный» и институализации галереи «Электрозавод» «ИП Виноградов» стало местом притяжения для молодых художников, нуждающихся в заряде и общении во время пандемии. Самоорганизация функционирует по принципу artist run space, то есть управляется коллективно советом из семи художников-резидентов и двух членов организации без постоянной мастерской.

«ИП Виноградов» состоит из двух больших мастерских и выставочного зала. В советское время в мастерских располагался кабинет директора завода «Энергоремонт» (ранее — «Электроремонт») и его заместителя, а в центральном холле сидел секретарь. Арендовав помещение, художники ограничились косметическим ремонтом, но поменяли проводку, собрав средства через Instagram.

За два года в «ИП Виноградов» прошло семь выставок. Сейчас в мастерской идет дебютная выставка московского художника Алексея Бевза.

Арт-объединение «ИП Виноградов». Фото: Виктор Никишов
Арт-объединение «ИП Виноградов».
Фото: Виктор Никишов
Галерея Spas Setun

Пр-д Энтузиастов, д. 5, стр. 1, этаж 4, офис 48

Еще одна галерея на территории завода «Энергоремонт» — Spas Setun — основана художником Виталием Безпаловым осенью 2021 года. Spas Setun показывает экспериментальные проекты российских и международных художников, а также специализируется на современной музыке.

«Идея создания пространства Spas Setun существовала давно и была во многом связана с деятельностью проекта Tzvetnik, сооснователем которого я являюсь вместе с моей коллегой Натальей Серковой. Весь прошлый год мы курировали выставочную программу в московской галерее Issmag. Также до этого мы организовывали выставочные проекты в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Берлине, Вене и других городах. Накопленный опыт и интерес к этой деятельности просил выхода, и я решил открыть отдельное пространство, тем более что из-за пандемии международная активность и работа немного пошли на спад», — рассказал Безпалов.

Доступность аренды стала главной причиной открыть галерею на территории завода «Энергоремонт» на «Авиамоторной». Помещение — бывший офис кол-центра такси — досталось Безпалову в непригодном состоянии, и ему пришлось делать капитальный ремонт, который еще не закончен. «К примеру, не так давно я отциклевал старый советский паркет, поменял плинтусы, электрику и выровнял стены. Дальше я планирую постепенно заниматься потолком, окнами и светом», — поделился художник.

С момента открытия в галерее прошло пять выставок. На первой выставке «Олимпийские надежды» был представлен молодой болгарский художник Николай Георгиев, который живет в Париже. Его работы исследуют социально-политическую ситуацию в Болгарии после развала СССР через исторические архивы и нойз-музыку.

Выставочный план Spas Setun сформирован до осени 2023 года и включает две групповые выставки в год и ежемесячные презентации художников со всего мира. Сейчас в листе стоят выставки художников и художниц из Австралии, Армении, США, Венгрии, Германии, Дании, Канады, России и Украины. Безпалов намерен в будущем превратить Spas Setun в настоящую галерею, а также хочет активно принимать участие в небольших ярмарках в Европе. На годовщину открытия художник собирается опубликовать книгу с прошедшими за год выставками и выпустить ограниченную серию вин в коллаборации с небольшой российской винодельней.

До 11 февраля в Spas Setun открыта выставка художника, куратора и преподавателя Школы Родченко Романа Минаева «Моя выставка открывается сегодня вечером! Ты будешь там, правда?».

Галерея Spas Setun. Фото: Виктор Никишов
Галерея Spas Setun.
Фото: Виктор Никишов
Галерея «22»

Малая Грузинская ул., д. 54, этаж 1 («бюро пропусков»)

Недалеко от Белорусского вокзала, на Малой Грузинской, в здании бывшего завода авиационных приборов «Фазотрон» осенью 2020 года студенты и выпускники московских арт-школ — «Среды обучения», Школы дизайна НИУ ВШЭ и Британской высшей школы дизайна — открыли самоорганизованное пространство под названием галерея «22».

«Идея самоорганизоваться была естественной для инициативной группы сообщества, выпускников факультета современного искусства Высшей школы „Среда обучения“. После защиты диплома мы по совету наших преподавателей решили самоорганизоваться, так как вместе проще, интереснее и продуктивнее реализовываться в качестве художников. Впоследствии к нам присоединились не только выпускники, но и студенты школы, а также несколько художников и художниц из других московских арт-школ. Мы нашли несколько вариантов помещения: в НИИДАР, на Бережковской набережной и в новом тогда арт-кластере „Электрические мастерские“. Последний вариант оказался наиболее приемлемым по территориальной и экономической доступности», — рассказала Ирина Гулякина, одна из участниц сообщества.

Сейчас галерея «22» переехала в другое здание бывшего завода «Фазотрон» и соседствует с фондом «Сфера» и галереей «Электрозавод». На данный момент участники сообщества заканчивают ремонт и планируют открыться выставкой Кости Байдакова.

Сообщество состоит из 26 художников из разных городов России, Украины и Израиля. За два года в галерее прошло 14 выставок, и скоро будут объявлены результаты опен-кола на участие в проекте «Парадоксы эволюции». Выставка на тему эволюции и будущего человечества готовится галереей совместно с Государственным Дарвиновским музеем.

На сайте галереи можно приобрести работы художников-резидентов — от яркой сюрреалистической живописи Светланы Бахаревой до монохромных объектов Артема Мунтяна.

Галерея «22». Фото: Галерея «22»
Галерея «22».
Фото: Галерея «22»
Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
По итогам 2023 года впереди всех по посещаемости, как обычно, парижский Лувр. Петербургский Эрмитаж также по традиции входит в топ-10, еще четыре отечественных музея оказались в «большом списке» из 150 институций
21.03.2024
В мировой рейтинг The Art Newspaper вновь вошли российские музеи
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+