Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера

Выставка «Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте» в Центре Вознесенского. Фото: Центр Вознесенского
Выставка «Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте» в Центре Вознесенского.
Фото: Центр Вознесенского

Фонд Леонида Богуславского купил картину Бронзино и выставляет ее в Москве. Сумма сделки не разглашается

Аллегорический посмертный портрет великого итальянского поэта Данте Алигьери, написанный Аньоло Бронзино в 1532‒1533 годах, прибыл на выставку в Москве. Картина, веками считавшаяся утраченной, будет представлена в Центре Андрея Вознесенского с 21 января по 20 февраля. До этого в 2021 году работа показывалась в Эрмитаже, Метрополитен-музее и палаццо Веккьо.

«Портрет долгое время находился в частной коллекции в Италии, в 2020 году владельцы решили продать его. Тогда мэрия Флоренции предложила Фонду Леонида Богуславского, учредителю Центра Вознесенского, стать владельцем картины, но с важным условием: постоянным домом произведения останется Италия. Картина является историческим наследием Флоренции, поэтому ее нельзя вывозить из страны насовсем. Теперь портрет может путешествовать по различным музеям, но с уведомлением министерства культуры Италии и всегда будет возвращаться во Флоренцию», — рассказали нашему изданию в пресс-службе Фонда Леонида Богуславского. Там он, являясь собственностью фонда, будет экспонироваться в палаццо Веккьо.

Полотно было обнаружено в 1990-х экспертом Филиппом Костаманьей и с того момента находилось в частной коллекции в Италии. За последние десятилетия оно часто выставлялось и заслужило признание экспертов. «Аллегорический портрет Данте» был написан в 1532‒1533 годах Аньоло Бронзино, придворным художником семьи Медичи. Согласно упоминаниям Джорджо Вазари в «Жизни Понтормо» и «Жизни Бронзино», портрет заказал банкир Бартоломео Беттини для убранства одной из комнат своего дворца во Флоренции. Эта работа входит в цикл «Великие поэты Тосканы, воспевающие любовь», героями которого стали Данте, Петрарка и Боккаччо (к ним планировалось добавить других поэтов, однако цикл не был продолжен). Все эти произведения имели полукруглое завершение, поскольку размещались в арках-люнетах верхней части комнаты. До нашего времени из этого цикла дошел только портрет Данте (или, по крайней мере, только он остается единственной известной на сегодняшний день работой трилогии, сохранившей оригинальный размер и форму с полукруглым завершением).

Аньоло Бронзино. «Аллегорический портрет Данте». Экспозиция в палаццо Веккьо. Фото: Фонд Леонида Богуславского
Аньоло Бронзино. «Аллегорический портрет Данте». Экспозиция в палаццо Веккьо.
Фото: Фонд Леонида Богуславского

Повторение работы неизвестного флорентийского автора XVI века, имеющее, однако, прямоугольный формат, хорошо известно, с 1961 года оно находится в вашингтонской Национальной галерее искусств и является одним из самых известных изображений Данте. Также известны подготовительные рисунки Бронзино к этой картине и ксилография в издании поэмы Франческо Сансовино 1564 года.

На картине великий поэт предстает в узнаваемом красном одеянии и в лавровом венке. Бронзино изобразил своего героя на фоне пейзажа в эффектном развороте, под таким углом, словно зритель смотрит на изображенного снизу вверх. Поэт держит большой манускрипт «Божественной комедии», раскрыв книгу на странице с текстом из песни XXV «Рая», со строками, говорящими о его желании возвратиться на родину из изгнания. В русском переводе они звучат так: «В ином руне, в ином величьи звонком / Вернусь, поэт, и осенюсь венцом / Там, где крещенье принимал ребенком…»

Аллегорическая схема картины непроста, но поддается расшифровке. Правой рукой Данте указывает на Флоренцию, пребывающую во тьме (собор Санта-Мария дель Фьоре), под его рукой также и пламя ада, однако справа в верхней части ночное небо постепенно высветляется до яркого света. Изображен восход солнца, озаряющего многоярусную гору чистилища и сферы небесного рая. Над Флоренцией, погруженной во мрак, восходит солнце, и наступает время рая, Данте же здесь выступает как просветитель, несущий свет.

Картины Аньоло Бронзино появляются в открытой продаже крайне редко. Аукционный рекорд на настоящий момент принадлежит «Портрету молодого человека с книгой», проданному на Christie's в 2015 году за $9,1 млн.

«Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте», приобретенный Фондом Леонида Богуславского. Фото: Центр Вознесенского
«Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте», приобретенный Фондом Леонида Богуславского.
Фото: Центр Вознесенского

Выставка в Центре Вознесенского располагается в трех залах — помимо «Аллегорического портрета Данте», в экспозиции представлены исторические раритеты из Библиотеки иностранной литературы им. М.И.Рудомино. В их числе — карта путешествий Данте по Италии, созданная в XVIII веке, «Божественная комедия» 1500 года легендарного издателя Альда Мануция, библиофильский сборник иллюстраций и переводов Данте на арабский, китайский, иврит и другие мировые языки начала ХХ века, а также издания переводов «Божественной комедии» на русский — от самого первого до современного. В экспозиции также представлены артефакты, которые расскажут о его влиянии на мировую культуру. Куратор проекта — Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С.Пушкина.

К открытию выставки издается книга «Данте в веках». Помимо описания работы Бронзино, ее истории и разбора сюжета, в каталоге впервые на русском языке будут опубликованы статьи ведущих итальянских дантоведов Паоло Прокаччони и Фернандо Маззокка, а также статья Владимира Забугина. В рамках выставки пройдет публичная программа — 22 января состоится кураторская экскурсия по выставке с Викторией Марковой, а 16 февраля — презентация книги.

Центр Вознесенского
«Аньоло Бронзино. Аллегорический портрет Данте»
21 января – 20 февраля

Самое читаемое:
1
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
2
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
3
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
4
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
5
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
6
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
Этот художник входил в важные инициативные группы и часто бывал в передовых авангардных рядах, но остался в тени более успешных сподвижников. Каталог его выставки демонстрирует те качества автора, которые ему и помогали, и мешали в творчестве
29.04.2022
Василий Рождественский: не изменяя друзьям и принципам «Бубнового валета»
7
Современные художники в исторических декорациях
Одним из самых ярких событий Венецианской биеннале стала выставка Ансельма Кифера во Дворце дожей. Вспоминаем, какие еще проекты современных художников показывали в исторических пространствах
29.04.2022
Современные художники в исторических декорациях
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+