Художественный музей в Денвере реконструирован и переосмыслен

Обновленное здание музея. Фото: The Denver Art Museum
Обновленное здание музея.
Фото: The Denver Art Museum
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Полувековой юбилей здания, спроектированного знаменитым архитектором Джо Понти, послужил удобным поводом к значительному приращению музейных площадей, на которых и коллекции теперь разместились по-другому

Историческое здание Денверского художественного музея осенью открылось после капитальной реконструкции, которая длилась четыре года. Реализация проекта архитектурного бюро Machado Silvetti и фирмы Fentress Architects, предполагавшего расширение и объединение музейного городка, обошлась заказчикам в $150 млн. Семиэтажному зданию, первому в США высотному музею, которое спроектировал знаменитый итальянский архитектор и художник Джо Понти (1891–1979), исполнилось 50 лет, и к этой дате его соединили с новым центром для посетителей в форме эллипса, заменившим прежний павильон 1950-х годов постройки. А сам центр, в свою очередь, соединен с относительно новым корпусом музея, возведенным в 2006 году по проекту Даниеля Либескинда.

Здание Денверского художественного музея. Фото: The Denver Art Museum
Здание Денверского художественного музея.
Фото: The Denver Art Museum

«Центр для посетителей станет точкой притяжения местных жителей, — полагает директор музея Кристоф Хайнрих, считающий, что раньше музейные здания выглядели немного зловеще. — У нас была возможность сделать музей более современным, более открытым для публики. Это и стало нашей миссией». Искусствовед немецкого происхождения при­ехал в Денвер из Гамбургского кунстхалле в 2007 году в качестве куратора и в итоге возглавил американский музей в 2010-м. Он вспоминает, как стоял когда-то на неиспользуемой террасе на седьмом этаже здания Понти, откуда открывается прекрасный вид. «Я думал тогда: почти тысяча квадратных метров лучшей недвижимости в городе, и она просто пустует!» — говорит Хайнрих. По его инициативе начали использовать верхний этаж, «и это вызвало эффект домино».

Выяснилось, что необходимо модернизировать все системы здания, в том числе установить новую лифтовую шахту, чтобы лифт смог вместить всех желающих (за последнее десятилетие посещаемость музея увеличилась более чем вдвое и составляет около 900 тыс. человек в год). Первоначально, по проекту Джо Понти, вход в музей был с другой стороны. С появлением здания Либескинда, гаража и площади рядом направление движения по музейной территории изменилось и возникла потребность в объединяющем все центре для посетителей.

Заодно с реконструкцией здания в музее обновили и все экспозиции. Фото: The Denver Art Museum
Заодно с реконструкцией здания в музее обновили и все экспозиции.
Фото: The Denver Art Museum

Потом дошла очередь и до музейных залов, которые не обновлялись четверть века. Сейчас, например, в экспозиции азиатского искусства, пересобранной на пятом этаже, традиционные японские халаты соседствуют с современной модой — произведениями таких кутюрье, как Иссей Мияке и Ёдзи Ямамото. А на третьем этаже, где представлена коллекция искусства коренных народов Северной Америки, на передний план вышли современные герои — в их связи с традициями. Активно пополняется собрание западноамериканского искусства — это заслуга местных меценатов. Теперь оно экспонируется в расширенных галереях на седьмом этаже, где появились две новые террасы. Архитекторы также выделили дополнительную 1 тыс. кв. м, разделив двойную галерею на первом этаже на две одинарные.

На верхних этажах разместилась коллекция архитектуры и дизайна, в которой особенно хорошо представлен XX век. Она также подверглась серьезному переосмыслению, а первая выставка здесь посвящена дизайну Джо Понти. Нижняя галерея отдана тематическим выставкам из музейной коллекции — эту программу открыла «ReVisión. Искусство в Америках». «Мы впервые соединяем здесь доколумбовский период истории с испанским колониальным и нашей современной латиноамериканской коллекцией, чтобы создать более целостную картину латиноамериканского искусства», — объясняет Кристоф Хайнрих. Сами эти разделы обрели постоянную прописку на четвертом этаже.

Вид экспозиции. Фото: The Denver Art Museum
Вид экспозиции.
Фото: The Denver Art Museum

Благодаря реконструкции музей получил дополнительно более 3 тыс. кв. м, в том числе большое общественное пространство на втором этаже центра для посетителей, где можно проводить мероприятия с участием более тысячи человек. В этой ротонде, от пола до потолка покрытой изогнутыми стеклянными листами, также разместились центр реставрации, ресторан и кафе. Лекторий, прежде ютившийся в подвале, теперь находится на первом этаже здания Джо Понти.

«Если бы мне раньше сказали, что придется найти $175 млн на такой проект, я не уверен, что вообще взялся бы за это, — говорит Хайнрих, который тем не менее собрал всю необходимую сумму, включая $25 млн эндаумент-фонда. — Переезд в Америку, в страну коллекционеров и меценатов, которые действительно хотят видеть свой город похорошевшим, меня окрылил». 

Самое читаемое:
1
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
Очередная крупная выставка в Государственной Третьяковской галерее расскажет о полузабытом академисте и любви XIX века к античности, а также о том, насколько эта любовь остается стойкой и в наши дни
26.04.2022
Генрих Семирадский и античная красота: выставка в Третьяковке
2
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
Любимая импрессионистами церковь Сен-Валери в Нормандии, которую писал Клод Моне и рядом с которой похоронен Жорж Брак, рискует соскользнуть в море: меловые скалы неумолимо осыпаются
26.04.2022
Море уничтожает любимую церковь импрессионистов
3
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
Транспортировка из Франции 167 работ из собраний четырех ведущих музеев Москвы и Петербурга — Государственного Эрмитажа, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина и Русского музея — заняла почти 20 дней
05.05.2022
Коллекция Морозовых наконец вернулась в Россию
4
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
Что привлекает особое внимание на начавшей работу 59-й Венецианской биеннале современного искусства? Cвоими впечатлениями делится московская галеристка и куратор Елена Крылова, побывавшая на открытии
27.04.2022
Кошмары и грезы Венецианской биеннале
5
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
Мнениями о текущем состоянии российского арт-рынка и его перспективах поделились крупные московские и петербургские антиквары, галеристы и представители аукционного бизнеса
06.05.2022
Как быть и что делать: отвечают лидеры российского арт-рынка
6
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
Серия аукционов искусства ХХ–ХХI веков Christie’s в Нью-Йорке принесла аукционному дому $420,9 млн и 18 новых рекордов цен на современных художников. В торгах участвовали покупатели из 29 стран, 2,3 млн зрителей со всего мира следили за ходом аукционов онлайн
11.05.2022
«Голубая простреленная Мэрилин» Уорхола — теперь самая дорогая картина ХХ века
7
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Приятное нововведение коснется только учреждений, подведомственных московскому департаменту культуры. Посетителям федеральных музеев и музеев-заповедников придется остаться трезвыми
12.05.2022
В московских музеях разрешили продавать алкоголь. Но не во всех
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+