18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Мисс Клара и другие жертвы цивилизации в каталоге выставки в Бирмингеме

Мисс Клара. Около 1770. Фрагмент скульптуры по замыслу Питера Антона фон Вершаффельта. Фото: The Barber Institute of Fine Arts
Мисс Клара. Около 1770. Фрагмент скульптуры по замыслу Питера Антона фон Вершаффельта.
Фото: The Barber Institute of Fine Arts
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Жестокое обращение с животными — тема из сегодняшней повестки, но касается она и прошлого. Институт изящных искусств Барбера собрал в экспозиции множество давних примеров, а в каталожных эссе дал им всем обобщающие характеристики

Английский художник Уильям Хогарт (1697–1764) не раз обращался к теме жестокого обращения людей с животными. Серия его гравюр 1751 года «Четыре стадии жестокости» начинается с изображения вымышленного персонажа Тома Нерона, еще ребенком мучающего собаку. А завершается сюжет убийством, казнью и публичным рассечением тела Нерона равнодушными хирургами.

Чисто хронологически Хогарт вполне мог оказаться среди публики, приходившей посмотреть на самку индийского носорога по прозвищу Мисс Клара — панъевропейский тур с ее участием длился 17 лет. Голландский капитан Дауве Маут ван дер Meр привез ее в Европу еще детенышем и организовал модный гастрольный аттракцион того времени. Мисс Клара была увековечена на портретах маслом, в бронзе и керамике. Она «внезапно» скончалась в Лондоне в 1758 году, находясь там уже в третий раз.

Если бы Хогарт все же увидел это величавое и в то же время усталое, одинокое существо, он, несомненно, проникся бы к нему сочувствием и ощущением чуда. Эти же чувства, вероятно, испытывают теперь и посетители выставки «Мисс Клара и другие известные звери в искусстве» в Институте изящных искусств Барбера в британском Бирмингеме (до 27 февраля), и читатели каталога к ней. Негативное влияние человека на окружающую среду неоспоримо, как неоспорим и крайний дисбаланс между обществами чрезмерного потребления и всеми остальными живыми существами на планете. Рассматривая эту проблему в историческом контексте, директор Института Барбера Никола Калински во вступлении к книге рассматривает Клару «и как объект искусства, и как живое существо, яркая и грустная жизнь которого высвечивает межвидовые отношения и влияние социальных контактов между Западом и остальным миром в целом».

Miss Clara and the Celebrity Beast in Art. 1500–1860 / Robert Wenley (ed.), with contributions by Robert Wenley, Charles Avery, Samuel Shaw and Helen Cowie. The Barber Institute of Fine Arts; Paul Holberton. 96 с. £16,50. На английском языке
Miss Clara and the Celebrity Beast in Art. 1500–1860 / Robert Wenley (ed.), with contributions by Robert Wenley, Charles Avery, Samuel Shaw and Helen Cowie. The Barber Institute of Fine Arts; Paul Holberton. 96 с. £16,50. На английском языке

Три серьезных эссе — куратора выставки Роберта Уэнли («Клара и другие знаменитые звери»), а также Чарльза Эвери («Изображения слонов от Ренессанса до барокко») и Сэмюэла Шоу («Экзотические животные в частных зверинцах XIX века и публичных зоопарках») — предваряют статьи, в которых подробно рассмотрен широкий круг экспонатов.

В начале XX века популяция носорогов в дикой природе насчитывала 500 тыс. особей, сегодня их осталось всего 27 тыс. — из-за браконьерства и утраты среды обитания. Однако для потомков Клары есть некоторая надежда. Согласно данным Фонда дикой природы, благодаря усилиям зоозащитников число именно индийских носорогов увеличилось примерно с 200 до 3,7 тыс. особей за тот же период. Выставка и каталог, воздавая должное талантам художников и ремесленников, не игнорируют проблему эксплуатации животного и растительного мира в предыдущие столетия, напоминая нам о необходимости ра­зумных действий в XXI веке.

Самое читаемое:
1
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
2
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
7
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Четвертый |catalog| нашел площадку еще ближе к Кремлю — в пространстве жилого квартала «Золотой» на Софийской набережной, которое превратилось во временный арт-кластер с 60 галереями
28.11.2025
Ярмарка |catalog| открылась в новом месте
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+