18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мисс Клара и другие жертвы цивилизации в каталоге выставки в Бирмингеме

Мисс Клара. Около 1770. Фрагмент скульптуры по замыслу Питера Антона фон Вершаффельта. Фото: The Barber Institute of Fine Arts
Мисс Клара. Около 1770. Фрагмент скульптуры по замыслу Питера Антона фон Вершаффельта.
Фото: The Barber Institute of Fine Arts
№97, декабрь-январь 2022
№97
Материал из газеты

Жестокое обращение с животными — тема из сегодняшней повестки, но касается она и прошлого. Институт изящных искусств Барбера собрал в экспозиции множество давних примеров, а в каталожных эссе дал им всем обобщающие характеристики

Английский художник Уильям Хогарт (1697–1764) не раз обращался к теме жестокого обращения людей с животными. Серия его гравюр 1751 года «Четыре стадии жестокости» начинается с изображения вымышленного персонажа Тома Нерона, еще ребенком мучающего собаку. А завершается сюжет убийством, казнью и публичным рассечением тела Нерона равнодушными хирургами.

Чисто хронологически Хогарт вполне мог оказаться среди публики, приходившей посмотреть на самку индийского носорога по прозвищу Мисс Клара — панъевропейский тур с ее участием длился 17 лет. Голландский капитан Дауве Маут ван дер Meр привез ее в Европу еще детенышем и организовал модный гастрольный аттракцион того времени. Мисс Клара была увековечена на портретах маслом, в бронзе и керамике. Она «внезапно» скончалась в Лондоне в 1758 году, находясь там уже в третий раз.

Если бы Хогарт все же увидел это величавое и в то же время усталое, одинокое существо, он, несомненно, проникся бы к нему сочувствием и ощущением чуда. Эти же чувства, вероятно, испытывают теперь и посетители выставки «Мисс Клара и другие известные звери в искусстве» в Институте изящных искусств Барбера в британском Бирмингеме (до 27 февраля), и читатели каталога к ней. Негативное влияние человека на окружающую среду неоспоримо, как неоспорим и крайний дисбаланс между обществами чрезмерного потребления и всеми остальными живыми существами на планете. Рассматривая эту проблему в историческом контексте, директор Института Барбера Никола Калински во вступлении к книге рассматривает Клару «и как объект искусства, и как живое существо, яркая и грустная жизнь которого высвечивает межвидовые отношения и влияние социальных контактов между Западом и остальным миром в целом».

Miss Clara and the Celebrity Beast in Art. 1500–1860 / Robert Wenley (ed.), with contributions by Robert Wenley, Charles Avery, Samuel Shaw and Helen Cowie. The Barber Institute of Fine Arts; Paul Holberton. 96 с. £16,50. На английском языке
Miss Clara and the Celebrity Beast in Art. 1500–1860 / Robert Wenley (ed.), with contributions by Robert Wenley, Charles Avery, Samuel Shaw and Helen Cowie. The Barber Institute of Fine Arts; Paul Holberton. 96 с. £16,50. На английском языке

Три серьезных эссе — куратора выставки Роберта Уэнли («Клара и другие знаменитые звери»), а также Чарльза Эвери («Изображения слонов от Ренессанса до барокко») и Сэмюэла Шоу («Экзотические животные в частных зверинцах XIX века и публичных зоопарках») — предваряют статьи, в которых подробно рассмотрен широкий круг экспонатов.

В начале XX века популяция носорогов в дикой природе насчитывала 500 тыс. особей, сегодня их осталось всего 27 тыс. — из-за браконьерства и утраты среды обитания. Однако для потомков Клары есть некоторая надежда. Согласно данным Фонда дикой природы, благодаря усилиям зоозащитников число именно индийских носорогов увеличилось примерно с 200 до 3,7 тыс. особей за тот же период. Выставка и каталог, воздавая должное талантам художников и ремесленников, не игнорируют проблему эксплуатации животного и растительного мира в предыдущие столетия, напоминая нам о необходимости ра­зумных действий в XXI веке.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Вход в «ГЭС-2» станет платным
В Доме культуры «ГЭС-2» объявили об изменении билетной политики: теперь вход на выставки станет платным, кроме каждой первой среды месяца
21.10.2025
Вход в «ГЭС-2» станет платным
3
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
Аукционные дома мира стремятся заполучить на ноябрьские торги в Нью-Йорке, одни из важнейших в году, значимые произведения из собраний знаменитых коллекционеров
13.10.2025
Sotheby’s и Christie’s дерутся за частные коллекции
4
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
5
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
Похищение императорских украшений в Париже обрастает подробностями. Опубликованы список украденных предметов и новости о найденных инструментах грабителей
20.10.2025
Найдены перчатки и жилет преступников, ограбивших Лувр
6
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
7
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+