В Москве появился Музей криптографии

Фрагмент инсталляции, воссоздающей шифровальную машину «Фиалка». Фото: Музей криптографии
Фрагмент инсталляции, воссоздающей шифровальную машину «Фиалка».
Фото: Музей криптографии

От детского приюта, секретной тюрьмы и научного института к интерактивному музею с инсталляциями и несколькими десятками экспонатов, многие из которых впервые рассекречены

После двухлетней реконструкции здания и собирания экспонатов в Москве открыт Музей криптографии. Проект этот, по словам устроителей, в первую очередь просветительский и образовательный, но не лишенный экспозиционного шика. Музей выглядит очень дорогостоящим, что подтвердил на пресс-конференции Вартан Хачатуров, генеральный директор АО «НПК „Криптонит“», хотя и не назвавший точную цифру затрат, но оценивший их в «миллиарды рублей». Средства эти взяты не из государственного бюджета, поскольку речь идет о частном учреждении.

Локация у музея отнюдь не «центровая»: он находится неподалеку от Ботанического сада Академии наук — когда-то здесь располагалась деревня Марфино. В 1884 году на этом месте возвели Александро-Мариинский приют и семинарию для детей сельских священников. После революции в здании одно время размещалась колония беспризорников, а с окончанием Великой Отечественной войны оно перешло к засекреченному научно-техническому ведомству и до самого последнего времени оставалось режимным объектом.

Экспозиция построена по обратному хронологическому принципу — от XXI века до античных времен. Фото: Музей криптографии
Экспозиция построена по обратному хронологическому принципу — от XXI века до античных времен.
Фото: Музей криптографии

Старую архитектуру, особенно промышленную, в наши дни нередко преобразуют в модные арт-кластеры или отдают под музейные экспозиции. Здесь вроде бы аналогичный случай, но есть особенности. Во-первых, у здания остается прежний собственник — некогда НИИ автоматики, а ныне Научно-производственная компания «Криптонит». Музей организован по инициативе корпорации и ею же полностью профинансирован, что определило и тематическую направленность, и фактическое наполнение экспозиции.

Во-вторых, само это здание — не просто кирпичная коробка с невнятным бэкграундом, а место весьма примечательное, и даже всемирно известное, без преувеличения. Именно здесь, в Марфинской шарашке, развивается действие романа Александра Солженицына «В круге первом». Книга давным-давно переведена на множество языков, у нее была многомиллионная международная аудитория. Однако идея о том, чтобы увековечить обстановку «спецтюрьмы № 1 МГБ», где в 1940–1950-е годы силами заключенных интеллектуалов велись разработки секретной телефонии, не обсуждалась, похоже, вовсе. В новом музее об этих страницах прошлого напоминает лишь небольшой раздел «Память здания» в цокольном этаже. Что, впрочем, все равно лучше полного игнорирования.

Вид экспозиции. Фото: Музей криптографии
Вид экспозиции.
Фото: Музей криптографии

Зато здесь немало другого прошлого — вплоть до Древнего Египта и Критского царства. А заканчивается все интернетом. Вернее, наоборот: как раз с интернета экспозиционное шоу начинается, цифровым технологиям посвящен заглавный зал, эффектно звучащий и мерцающий, и уж затем повествование уходит в глубины эпох. Сквозь шпионские страсти времен холодной войны, минуя знаменитую немецкую «Энигму» (по словам главного музейного куратора Анны Титовец, антикварный экземпляр аппарата удалось раздобыть с большим трудом) и рассекреченную совсем недавно советскую «Фиалку», посетитель постепенно добирается до тайнописи в Средневековой Руси, до византийских печатей и зашифрованных иероглифов на фараоновских гробницах. По сути, весь материал подан как череда инсталляций. Многие экспонаты можно трогать руками, предложенные головоломки — разгадывать, в аттракционах — участвовать.

Вид экспозиции. Фото: Музей криптографии
Вид экспозиции.
Фото: Музей криптографии

В музее не скрывают, что их главная целевая аудитория — школьники средних и старших классов. «В первую очередь мы образовательный центр», — формулирует директор музея Лидия Лобанова, а Вартан Хачатуров прямо говорит о задачах профессиональной ориентации и называет затраты своего акционерного общества «вкладом в будущее». Но, поскольку сегодняшнего тинейджера дидактическими беседами не проймешь, в ход пущен целый спектр сюжетов, приемов и инструментов. Хочешь — крути загадочный «диск Цезаря», хочешь — расшифровывай тайнопись — литорею, а еще можно создать собственный смайлик в стандарте Unicod. Разумеется, в залах периодически возникают комиксы — их нарисовал художник-иллюстратор Олег Буевский. А за организацию экспозиционного пространства в целом отвечало архитектурное бюро Агнии Стерлиговой Planet 9.

Вид экспозиции. Фото: Музей криптографии
Вид экспозиции.
Фото: Музей криптографии

Не обходится дело и без современного искусства: в постоянную экспозицию включены работы, например, российского медиахудожника Дмитрия Морозова (::vtol::) и Арама Бартола из Германии. В первой музейной выставке, получившей название «Ваше сообщение отправлено», принимают участие трое авторов из разных стран — тот же Дмитрий Морозов, Stanza из Великобритании и Владан Йолер вместе с Share lab из Сербии. Художественную линию музей обещает поддерживать и впредь.

Самое читаемое:
1
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
Полотно Анны Лепорской страховой стоимостью 75 млн руб. подверглось нападению в екатеринбургском Ельцин Центре: неизвестный пририсовал шариковой ручкой глазки на абстрактных лицах двух фигур на картине. Полиция отказалась возбуждать уголовное дело
13.01.2022
Вандал пририсовал глаза фигурам на картине ученицы Малевича
2
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
Самые потрясающие случаи, когда после реставрации полотна начинают рассказывать совсем не ту историю, к которой мы привыкли: утраченные и возвращенные кит и Купидон, потертая веревка, превращение реальных моделей в святых и обратно, а также тайна любви на песке
21.01.2022
Вскрытие смыслов: десять картин, кардинально поменявшихся после реставрации
3
Самые значимые выставки и события 2022 года
Этот год в арт-мире обещает быть насыщенным. Нас ждут выставки-блокбастеры, старые и новые арт-ярмарки. Рассказываем о нескольких самых значимых событиях года
17.01.2022
Самые значимые выставки и события 2022 года
4
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
Бронзовая скульптура Иосифа Чайкова «Футболисты», отлитая в 1938 году для выставки в Нью-Йорке и 30 лет простоявшая на улице, после сложной четырехлетней реставрации возвратилась на постоянное место в зал № 15 Новой Третьяковки
10.01.2022
Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века
5
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
Фонд Леонида Богуславского купил картину Бронзино и выставляет ее в Москве. Сумма сделки не разглашается
20.01.2022
Ренессансный портрет Данте приобретен фондом российского миллиардера
6
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
Деятели культуры опубликовали открытое письмо с просьбой отменить распоряжение о передаче московского музея в подчинение другому учреждению
19.01.2022
Музей русского лубка и наивного искусства борется против объединения с Галереей Ильи Глазунова
7
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Полотно Анны Лепорской «Три фигуры», пострадавшее от рук вандала прямо на выставке в Екатеринбурге, уже находится на реставрации. Остальные произведения обезопасили, установив защитные экраны
14.01.2022
В Ельцин Центре отрицают причастность сотрудников к порче картины Лепорской
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+