18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве появился Музей криптографии

Фрагмент инсталляции, воссоздающей шифровальную машину «Фиалка». Фото: Музей криптографии
Фрагмент инсталляции, воссоздающей шифровальную машину «Фиалка».
Фото: Музей криптографии

От детского приюта, секретной тюрьмы и научного института к интерактивному музею с инсталляциями и несколькими десятками экспонатов, многие из которых впервые рассекречены

После двухлетней реконструкции здания и собирания экспонатов в Москве открыт Музей криптографии. Проект этот, по словам устроителей, в первую очередь просветительский и образовательный, но не лишенный экспозиционного шика. Музей выглядит очень дорогостоящим, что подтвердил на пресс-конференции Вартан Хачатуров, генеральный директор АО «НПК „Криптонит“», хотя и не назвавший точную цифру затрат, но оценивший их в «миллиарды рублей». Средства эти взяты не из государственного бюджета, поскольку речь идет о частном учреждении.

Локация у музея отнюдь не «центровая»: он находится неподалеку от Ботанического сада Академии наук — когда-то здесь располагалась деревня Марфино. В 1884 году на этом месте возвели Александро-Мариинский приют и семинарию для детей сельских священников. После революции в здании одно время размещалась колония беспризорников, а с окончанием Великой Отечественной войны оно перешло к засекреченному научно-техническому ведомству и до самого последнего времени оставалось режимным объектом.

Экспозиция построена по обратному хронологическому принципу — от XXI века до античных времен. Фото: Музей криптографии
Экспозиция построена по обратному хронологическому принципу — от XXI века до античных времен.
Фото: Музей криптографии

Старую архитектуру, особенно промышленную, в наши дни нередко преобразуют в модные арт-кластеры или отдают под музейные экспозиции. Здесь вроде бы аналогичный случай, но есть особенности. Во-первых, у здания остается прежний собственник — некогда НИИ автоматики, а ныне Научно-производственная компания «Криптонит». Музей организован по инициативе корпорации и ею же полностью профинансирован, что определило и тематическую направленность, и фактическое наполнение экспозиции.

Во-вторых, само это здание — не просто кирпичная коробка с невнятным бэкграундом, а место весьма примечательное, и даже всемирно известное, без преувеличения. Именно здесь, в Марфинской шарашке, развивается действие романа Александра Солженицына «В круге первом». Книга давным-давно переведена на множество языков, у нее была многомиллионная международная аудитория. Однако идея о том, чтобы увековечить обстановку «спецтюрьмы № 1 МГБ», где в 1940–1950-е годы силами заключенных интеллектуалов велись разработки секретной телефонии, не обсуждалась, похоже, вовсе. В новом музее об этих страницах прошлого напоминает лишь небольшой раздел «Память здания» в цокольном этаже. Что, впрочем, все равно лучше полного игнорирования.

Вид экспозиции. Фото: Музей криптографии
Вид экспозиции.
Фото: Музей криптографии

Зато здесь немало другого прошлого — вплоть до Древнего Египта и Критского царства. А заканчивается все интернетом. Вернее, наоборот: как раз с интернета экспозиционное шоу начинается, цифровым технологиям посвящен заглавный зал, эффектно звучащий и мерцающий, и уж затем повествование уходит в глубины эпох. Сквозь шпионские страсти времен холодной войны, минуя знаменитую немецкую «Энигму» (по словам главного музейного куратора Анны Титовец, антикварный экземпляр аппарата удалось раздобыть с большим трудом) и рассекреченную совсем недавно советскую «Фиалку», посетитель постепенно добирается до тайнописи в Средневековой Руси, до византийских печатей и зашифрованных иероглифов на фараоновских гробницах. По сути, весь материал подан как череда инсталляций. Многие экспонаты можно трогать руками, предложенные головоломки — разгадывать, в аттракционах — участвовать.

Вид экспозиции. Фото: Музей криптографии
Вид экспозиции.
Фото: Музей криптографии

В музее не скрывают, что их главная целевая аудитория — школьники средних и старших классов. «В первую очередь мы образовательный центр», — формулирует директор музея Лидия Лобанова, а Вартан Хачатуров прямо говорит о задачах профессиональной ориентации и называет затраты своего акционерного общества «вкладом в будущее». Но, поскольку сегодняшнего тинейджера дидактическими беседами не проймешь, в ход пущен целый спектр сюжетов, приемов и инструментов. Хочешь — крути загадочный «диск Цезаря», хочешь — расшифровывай тайнопись — литорею, а еще можно создать собственный смайлик в стандарте Unicod. Разумеется, в залах периодически возникают комиксы — их нарисовал художник-иллюстратор Олег Буевский. А за организацию экспозиционного пространства в целом отвечало архитектурное бюро Агнии Стерлиговой Planet 9.

Вид экспозиции. Фото: Музей криптографии
Вид экспозиции.
Фото: Музей криптографии

Не обходится дело и без современного искусства: в постоянную экспозицию включены работы, например, российского медиахудожника Дмитрия Морозова (::vtol::) и Арама Бартола из Германии. В первой музейной выставке, получившей название «Ваше сообщение отправлено», принимают участие трое авторов из разных стран — тот же Дмитрий Морозов, Stanza из Великобритании и Владан Йолер вместе с Share lab из Сербии. Художественную линию музей обещает поддерживать и впредь.

Самое читаемое:
1
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
Смерть вдовы Элия Белютина Нины Молевой актуализировала вопрос, кому отойдет коллекция старых мастеров. Вспоминаем нашу статью 2015 года, так как новых фактов за это время не появилось
14.02.2024
Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недоумении
2
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Даже те, кому не понравился фильм, не отрицают, что в нем создана особая реальность, параллельная тексту Михаила Булгакова. Мы поговорили с участниками съемочной группы о визуально-пластическом языке фильма: вторых планах, цвете и важных деталях
09.02.2024
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
3
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок
14.02.2024
Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век
4
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
Одна из самых больших выставок Павла Филонова в Москве проходит в Медиацентре «Зарядье». О своих впечатлениях рассказывает писатель Дмитрий Бавильский — и приходит к выводу, что восприятие художника сильно зависит от оптимизма или пессимизма зрителя
15.02.2024
Павел Филонов и его окна в параллельную реальность
5
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
Эрмитаж приобрел почти полторы сотни предметов из собрания покойного мецената Юрия Абрамова, который при жизни был почетным другом музея. В их числе — прижизненный скульптурный портрет Микеланджело Буонарроти и посмертный бюст Александра I
20.02.2024
Собрание Эрмитажа прирастает частной коллекцией
6
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2023 год в пяти категориях: «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года», «Личный вклад». Знакомьтесь с ее лонг-листом. Лауреаты будут объявлены 13 марта
08.02.2024
Объявлен лонг-лист ХII Премии The Art Newspaper Russia
7
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Коллеги из The Art Newspaper из множества выставок, которые ежегодно проводятся в мире, выбрали самые интересные и поделились подробностями
05.02.2024
Мировые выставки — 2024: от двух Микеланджело в Лондоне до самой дорогой картины Метрополитен-музея
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+