Бельгийская ярмарка искусств BRAFA перенесена с января на июнь 2022 года

Стенд Gladstone Gallery на BRAFA. Фото: Emmanuel Crooÿ/BRAFA
Стенд Gladstone Gallery на BRAFA.
Фото: Emmanuel Crooÿ/BRAFA

Мероприятие пройдет с 19 по 26 июня на новой площадке — в брюссельском выставочном центре Brussels Expo. В новом году и без того длинный список специализаций галерей-участниц расширится вновь

Участие в ярмарке, первоначально запланированной на январь 2022 года, подтвердили 134 галериста из разных стран мира; пока информации об изменении числа участников не поступало. Помимо большого количества галерей из самой Бельгии и соседней Франции, на BRAFA выставляются галеристы из Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Испании, Италии, Люксембурга, Монако, Нидерландов, США, Швейцарии и Японии. «Лояльность галеристов — одна из сильных сторон BRAFA. А это значит, что галереи находят на ярмарке своих покупателей и успешно работают. Посетители тоже довольны: им у нас нравится, они возвращаются из года в год, многие приезжают из соседних стран Европы. Мы не слишком зависимы от межконтинентальных посетителей», — рассказал президент ярмарки Харольд т’Кинт де Роденбеке.

Хочется надеяться, что в 2022 году BRAFA наконец вернется к привычной, очной форме проведения, так как в 2021-м из-за ковидных ограничений она прошла онлайн и в формате мини-ярмарок BRAFA in the Galleries, рассредоточенных по галереям в 37 европейских городах. По словам президента, связанные с пандемией трудности не просто сплотили организаторов ярмарки и галеристов, но и окончательно убедили всех в том, что никакой реальной альтернативы личным встречам не существует. «Такие форматы, как онлайн-сессии и виртуальные галереи, могут служить вспомогательным инструментом, но никак не единственным. Искусство нужно воспринимать живьем, и с этим переживанием ничто не сравнится», — отметил он.

Ярмарка представляет самый широкий спектр искусства — от древности до современности, живопись, античные статуи и коллекционный дизайн, но отбор и участников, и отдельных вещей довольно жесткий. Из всего этого многообразия слагается ясная и привлекательная картина, изобилующая неожиданностями. В новом году и без того длинный список специализаций галерей-участниц вновь расширится за счет искусства Северной Европы, Гималаев и мусульманского мира.

С июня 2022 года BRAFA переезжает на новую площадку — в выставочный центр Brussels Expo на севере Брюсселя, по соседству с «Атомиумом», построенным к Всемирной выставке 1958 года. Среди плюсов нового места проведения ярмарки — близость одновременно к центру Брюсселя, аэропорту и Южному вокзалу (Midi), куда прибывают международные скоростные поезда Eurostar и Thalys. Кроме того, это здание было изначально спроектировано под проведение крупных интернациональных выставок.

Стенд галереи Axel Vervoordt на BRAFA. Фото: Jan Liégeois/BRAFA
Стенд галереи Axel Vervoordt на BRAFA.
Фото: Jan Liégeois/BRAFA

Еще одна запоминающаяся особенность BRAFA — особая, гедонистическая бельгийская атмосфера. Ярмарочное пространство традиционно наполнено живыми цветами, а отдельные стенды всегда выглядят роскошно, но без излишней помпезности. «Мы понимаем, что предстоит в какой-то мере уникальный опыт. И нам важно, с одной стороны, успокоить, а с другой — очаровать», — отметил Харольд т’Кинт де Роденбеке.

Вероятно, именно желанием поднять настроение посетителям руководствовались, когда выбирали почетного гостя ярмарки. Обычно это какой-либо современный художник (в 2018 году почетным гостем был Христо, в 2019-м — дуэт Гилберта и Джорджа). На этот раз приглашен скульптор и художник Арне Куинзе, он станет первым бельгийским участником этой программы. Вдохновляясь природными формами, в частности цветами в своем саду (любимый цветок художника — дикорастущий люпин, который считается символом многообразия), Куинзе пишет радостные полотна и сооружает гигантские цветные скульптуры из дерева или металла, которые должны заставить человека задуматься о том, какое место он занимает в мире. Его работы украшают многие столицы и мегаполисы: Бейрут, Брюссель, Вашингтон, Мумбаи, Париж, Сан-Паулу, Шанхай. Недавно к этому списку добавился Дубай. По словам Лоран Мерсье, содиректора галереи Maruani Mercier, которая первой начала выставлять на BRAFA современное искусство и работает с Куинзе с 2018 года, о таких людях говорят «сам себе институция». «Арне делает исключительно то, чего хочет сам, а вовсе не то, чего ожидает от него рынок. С точки зрения рынка, к художнику нужно обязательно приклеить этикетку, чтобы его работы было легко объяснить, узнать, предсказать, чтобы с ним вообще было как-то попроще. Но, как только Арне понимает, что его пытаются поймать и каталогизировать, он разворачивается на 180 градусов и начинает работать совершенно иначе. Он упрямо идет вперед, пока не дойдет до цели. И тут же загорается новой идеей, ставит себе новую цель», — отметила она.

Важнейшее достижение пандемии — сайт ярмарки как зеркало мероприятия появится и у BRAFA. Здесь можно будет найти работы, участвующие в ярмарке, и короткие видеопрезентации галеристов.

Самое читаемое:
1
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
Выставка в Центре изобразительных искусств Сейнсбери в английском Норидже посвящена постколониальной интерпретации того, как со временем переосмыслялся образ страны Клеопатры и Тутанхамона
31.10.2022
Древний Египет — популярный миф, созданный колонизаторами?
2
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
Более 20 артефактов, найденных в термах городка Сан-Кашано-деи-Баньи, являются одними из самых «значительных изделий из бронзы в истории древнего Средиземноморья»
09.11.2022
Открытие, которое перепишет историю: археологи нашли в Тоскане античные статуи
3
Арт-вандализм в эпоху хайпа
Десятки нападений на картины уже совершили экоактивисты, пытаясь привлечь внимание к климатическим изменениям. Они приклеивают себя к рамам и бросают в картины еду. Чем вандализм в 2022 году отличается от «традиционного»?
31.10.2022
Арт-вандализм в эпоху хайпа
4
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
На юбилейной выставке знаменитого архитектора Третьяковка показывает в том числе труды своего отдела реставрации графики. Бумажные листы времен проектирования Казанского вокзала и Марфо-Мариинской обители потребовали серьезных восстановительных работ
21.11.2022
Рисункам Алексея Щусева подарена новая жизнь
5
Конец Московской биеннале?
IX Московскую международную биеннале современного искусства запретили к показу за три дня до официального открытия. Очевидно, это финал большого проекта
07.11.2022
Конец Московской биеннале?
6
Ереван: современные ценности на древней земле
В Армению, как правило, едут за древними архитектурными достопримечательностями, а между тем в ее столице Ереване более десятка интереснейших музеев
11.11.2022
Ереван: современные ценности на древней земле
7
Игорь Грабарь: управляющий искусством
В Третьяковке открывается выставка к 150-летию Игоря Грабаря — художника, теоретика, преподавателя, реставратора и администратора, до сих пор вызывающего восхищение разносторонностью своих достижений
17.11.2022
Игорь Грабарь: управляющий искусством
Подписаться на газету

2021 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

16+