18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Голландская лихорадка охватила подмосковные музеи

№97
Материал из газеты

Серпуховский историко-художественный музей показывает живопись Нидерландов XVII века из 11 музеев и частных собраний, в том числе из известной коллекции Константина Мауергауза. Куратором выставки выступил эксперт из Пушкинского музея Вадим Садков

Новый проект серпуховского музея «Образ и смысл. Голландская живопись XVII века из музеев и частных собраний России» многое роднит с выставкой «Младшие Брейгели и их эпоха», которая с успехом прошла в музее «Новый Иерусалим»: во-первых, общий куратор — завотделом искусства старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, профессор, доктор наук Вадим Садков; во-вторых, жанровое разнообразие (портрет, натюрморт, архитектурный интерьер, пейзаж, морской пейзаж); в-третьих, коллекционер Константин Мауергауз, который снова, как и в случае с «Новым Иерусалимом», любезно предоставил работы из личного собрания.

Впрочем, не только он, а еще известный собиратель Максим Кочеров, а также 11 государственных художественных музеев: краснодарский, нижегородский, рязанский, ульяновский, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Курская картинная галерея, музеи в усадьбах Архангельское, Кусково, Останкино и другие. Всего на выставку собрали 80 произведений. И то, что со всеми удалось договориться и все они прислали работы не на громкое столичное шоу, а в подмосковный Серпухов, — серьезное достижение музейного менеджмента, энергичного молодого директора Жанны Алейниковой и авторитетного куратора.

По словам Вадима Садкова, посещая музеи в российских регионах, он не раз встречал великолепные образцы нидерландской живописи XVII века. «Но, чтобы из жемчужин получилось ожерелье, их надо собрать в одном месте». Именно это сделали в Серпухове. Более того, сам музей обладает великолепной коллекцией западноевропейского искусства XVI–XVIII веков, которую в 1893 году основательница музея купчиха Анна Мараева (1845–1928) приобрела у камергера Юрия Мерлина (1836/1837 — до 1912). И выставка позволила эту часть музейного фонда актуализировать. «Уличный лекарь» (1654) Яна Викторса, «Ученый в кабинете» («Меланхолия») Изака де Яудервилле, «Десерт» (конец XVII в.) Давида Корнелиса де Хема и другие полотна зазвучали весомее, помещенные в исторический контекст.

Старых мастеров дополнили современными кунштюками: саунд-инсталляцией художника Ая Ае, ольфакторной и тактильной программами. Познакомиться с голландской культурой можно визуально, тактильно, через звуки и запахи. Как заявлено в пресс-релизе, «впервые за четверть века отечественной выставочной практики зритель увидит глобальный обзор художественной жизни Нидерландов от XVII столетия до современности».

Что касается непосредственно живописи, то по ней можно составить представление о том, как 400 лет назад жители Нидерландов торговали, воевали, строили города, отмечали праздники и путешествовали, во что одевались, чем обставляли дома и многое другое. Нидерландская живопись XVII века хороша тем, что, являя пример реализма, полна символических смыслов. Каждый фрукт в натюрморте, невинная бабочка над цветами, сами цветы, не говоря уже о, например, обезьянках, — все что-нибудь да значит. Обычно таким образом художники намекали на людские пороки: легкомыслие, тщеславие, похоть. Расшифровывать живописные шарады — тихая радость для пытливых умов.

Параллельно выставке в музее развернута обширная культурная программа: лекции, тематические экскурсии, мастер-классы для детей и взрослых, концерты, кинопоказы, новогодняя елка.

Выставку приветствовал посол Нидерландов Хиллес Бесхоор Плух: «Я убежден в ценности культурного сотрудничества… оно является тем мостом, который мы будем сохранять в любых обстоятельствах».

Экспозиционный дизайн стоил 9,7 млн руб., что, опять же, для регионального музея весомая сумма. В последние годы подмосковное министерство культуры не жалеет денег на художественные выставки.

Ну а некоторая преемственность тематики с недавним показом в музее «Новый Иерусалим» делу не помеха. Один музей формирует художественную ситуацию на юге Подмосковья, другой — на западе. От Серпухова до Истры 170 км — находись эти музеи где-нибудь в Западной Европе, они могли бы принадлежать разным государствам.

Серпуховский историко-художественный музей
«Образ и смысл. Голландская живопись XVII века из музеев и частных собраний России»
До 10 апреля 2022

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
6
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
История московского метро, витрины государства, еще далеко не изучена. Выставка «Высоко под землей» в Музее Москвы, посвященная 90-летию Московского метрополитена, должна стать началом большого научного исследования его художественного оформления
30.07.2025
«Подземный музей»: знакомое и неизвестное московское метро
7
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Скульптуры и инсталляции Ирины Кориной, Ивана Горшкова, Даши Намдакова и других современных авторов чудом удалось спасти от огня в тайге
12.08.2025
Ленд-арт-парк «Тужи» спасен в лесных пожарах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+