18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Голландская лихорадка охватила подмосковные музеи

№97
Материал из газеты

Серпуховский историко-художественный музей показывает живопись Нидерландов XVII века из 11 музеев и частных собраний, в том числе из известной коллекции Константина Мауергауза. Куратором выставки выступил эксперт из Пушкинского музея Вадим Садков

Новый проект серпуховского музея «Образ и смысл. Голландская живопись XVII века из музеев и частных собраний России» многое роднит с выставкой «Младшие Брейгели и их эпоха», которая с успехом прошла в музее «Новый Иерусалим»: во-первых, общий куратор — завотделом искусства старых мастеров Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, профессор, доктор наук Вадим Садков; во-вторых, жанровое разнообразие (портрет, натюрморт, архитектурный интерьер, пейзаж, морской пейзаж); в-третьих, коллекционер Константин Мауергауз, который снова, как и в случае с «Новым Иерусалимом», любезно предоставил работы из личного собрания.

Впрочем, не только он, а еще известный собиратель Максим Кочеров, а также 11 государственных художественных музеев: краснодарский, нижегородский, рязанский, ульяновский, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Курская картинная галерея, музеи в усадьбах Архангельское, Кусково, Останкино и другие. Всего на выставку собрали 80 произведений. И то, что со всеми удалось договориться и все они прислали работы не на громкое столичное шоу, а в подмосковный Серпухов, — серьезное достижение музейного менеджмента, энергичного молодого директора Жанны Алейниковой и авторитетного куратора.

По словам Вадима Садкова, посещая музеи в российских регионах, он не раз встречал великолепные образцы нидерландской живописи XVII века. «Но, чтобы из жемчужин получилось ожерелье, их надо собрать в одном месте». Именно это сделали в Серпухове. Более того, сам музей обладает великолепной коллекцией западноевропейского искусства XVI–XVIII веков, которую в 1893 году основательница музея купчиха Анна Мараева (1845–1928) приобрела у камергера Юрия Мерлина (1836/1837 — до 1912). И выставка позволила эту часть музейного фонда актуализировать. «Уличный лекарь» (1654) Яна Викторса, «Ученый в кабинете» («Меланхолия») Изака де Яудервилле, «Десерт» (конец XVII в.) Давида Корнелиса де Хема и другие полотна зазвучали весомее, помещенные в исторический контекст.

Старых мастеров дополнили современными кунштюками: саунд-инсталляцией художника Ая Ае, ольфакторной и тактильной программами. Познакомиться с голландской культурой можно визуально, тактильно, через звуки и запахи. Как заявлено в пресс-релизе, «впервые за четверть века отечественной выставочной практики зритель увидит глобальный обзор художественной жизни Нидерландов от XVII столетия до современности».

Что касается непосредственно живописи, то по ней можно составить представление о том, как 400 лет назад жители Нидерландов торговали, воевали, строили города, отмечали праздники и путешествовали, во что одевались, чем обставляли дома и многое другое. Нидерландская живопись XVII века хороша тем, что, являя пример реализма, полна символических смыслов. Каждый фрукт в натюрморте, невинная бабочка над цветами, сами цветы, не говоря уже о, например, обезьянках, — все что-нибудь да значит. Обычно таким образом художники намекали на людские пороки: легкомыслие, тщеславие, похоть. Расшифровывать живописные шарады — тихая радость для пытливых умов.

Параллельно выставке в музее развернута обширная культурная программа: лекции, тематические экскурсии, мастер-классы для детей и взрослых, концерты, кинопоказы, новогодняя елка.

Выставку приветствовал посол Нидерландов Хиллес Бесхоор Плух: «Я убежден в ценности культурного сотрудничества… оно является тем мостом, который мы будем сохранять в любых обстоятельствах».

Экспозиционный дизайн стоил 9,7 млн руб., что, опять же, для регионального музея весомая сумма. В последние годы подмосковное министерство культуры не жалеет денег на художественные выставки.

Ну а некоторая преемственность тематики с недавним показом в музее «Новый Иерусалим» делу не помеха. Один музей формирует художественную ситуацию на юге Подмосковья, другой — на западе. От Серпухова до Истры 170 км — находись эти музеи где-нибудь в Западной Европе, они могли бы принадлежать разным государствам.

Серпуховский историко-художественный музей
«Образ и смысл. Голландская живопись XVII века из музеев и частных собраний России»
До 10 апреля 2022

Самое читаемое:
1
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
Выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург» в Третьяковке на Крымском Валу обещает стать одним из самых популярных проектов года, а также будет последней крупной экспозицией перед уходом здания на реконструкцию. Прощание получилось эффектным
11.06.2025
Брюллов: лебединая песнь Третьяковки на Крымском перед реконструкцией
2
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
3
Последнее слово Ани Желудь
Незадолго до смерти Аня Желудь подготовила выставку для PA Gallery. Она открылась в конце мая под названием «Абзац». Это слово «она много раз повторяла на последней встрече», написал куратор Дмитрий Белкин
06.06.2025
Последнее слово Ани Желудь
4
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
5
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
6
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
7
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+