18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Форма княжеского шлема переопределила его содержание

Один из древнейших и любопытнейших экспонатов Оружейной палаты — шлем Ярослава Всеволодовича — недавно отреставрировали. И заодно определили, что привычные представления об этом памятнике были не очень точны

Этот экспонат Оружейной палаты хорошо знаком любому, кто занимается русской историей. Случайно обнаруженный крестьянами в 1808 году близ Юрьева-Польского шлем второй половины XII — первой половины XIII века стал одним из тех предметов, с которых отечественная история началась как наука (а с ней и военная археология). При Александре I его изучением занимался Алексей Оленин, на основе упоминания на шлеме имени Феодор предположивший, что тот принадлежал отцу Александра Невского, князю Ярославу Всеволодовичу, крещенному в честь святого Федора Стратилата. Версия подтверждалась летописями, из которых известно, что в 1216 году, потерпев поражение в Липицкой битве, примерно в том же районе, этот князь бежал, бросив свой тяжелый доспех.

Шлем стал одним из первых экспонатов Оружейной палаты как музея, получив инвентарный номер Ор-2, и до сих пор остается одним из древнейших русских шлемов. А также одним из самых красивых: несмотря на частичные утраты железной основы, серебряные накладки с изображением архангела Михаила и святых сохранились. Он был темой многих статей и попыток «бумажных» реконструкций первоначальной формы. И вот, впервые за 200 лет, пришло время реконструировать его в реальности. Отреставрированный предмет представлен в Музеях Московского Кремля, в парадном вестибюле Оружейной палаты, на выставке «Александр Невский. Имя, символ, легенда» (до 12 января 2022 года), приуроченной к 800-летию сына предполагаемого владельца шлема. Реставрация и была подгадана к открытию этого выставочного проекта.

Как рассказал нашему изданию Федор Панфилов, хранитель экспозиции оружия и регалий Оружейной палаты, реставрация, выполненная реставратором Музеев Московского Кремля Михаилом Кружалиным, заняла более года. Благодаря ей знаменитый шлем — которым, кстати, вдохновлялись советские художники, придумывая реквизит для фильма «Александр Невский», — предстает в таком виде, какого не предполагали прежде. Все опубликованные репродукции с ним, а также его музейные реплики отныне следует считать устаревшими.

По словам Федора Панфилова, основное изменение коснулось формы шлема. Когда в начале XIX века железные и серебряные фрагменты поступили в музей, их расположили на деревянной болванке, очертания которой определялись тогдашними представлениями о том, какими были русские шлемы XIII века, поэтому форма эта была похожа на норманнские шлемы. За два столетия деревянная основа деформировалась, что плохо влияло на закрепленные на ней металлические фрагменты. Было решено заменить ее на новую. Когда остатки шлема сняли и подвергли тщательному анализу, выяснилось, что диктуемая их изгибами форма отличается от того, к чему привык наш взгляд. Стала очевидной реальная конфигурация «шлема Ярослава Всеволодовича», оказавшаяся не настолько вытянутой, как было принято считать.

Новую основу сделали из нейтрального материала, цвет которого был выбран черным, чтобы он сов­падал с оттенком старого железа сохранившихся частей — те подверглись тщательной консервации. Другое зримое изменение коснулось позолоченных чеканных накладок из серебра. Потемневший древний металл был очищен от патины и теперь сверкает.

Исследование шлема в ходе реставрации, по словам Панфилова, позволяет предположить, что его основа могла быть более ранней. На нее позднее были добавлены узорчатые серебряные накладки и наносник с надбровными дугами. Не исключено, что шлем принадлежал нескольким знатным воинам и передавался в княжеском роду из поколения в поколение.

Самое читаемое:
1
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
Биография легендарного директора ГМИИ имени А.С.Пушкина, написанная Львом Данилкиным и выпущенная издательством «Альпина нон-фикшн», раскинулась в широком диапазоне от критического исследования до похвальной оды
31.10.2025
Ирина Антонова на фоне музея — реального и воображаемого
2
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
3
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
Искусствовед Александр Якимович напоминает о том, что старые мастера когда-то были молодыми и дерзкими, а их искусство — новаторским и экспериментальным. Настолько новаторским, что его книга не обходится без имен из истории искусства ХХ столетия
31.10.2025
Восемь великих художников XVII века нашли себе автора
4
Христос с «небес»
Вокруг Спаса Борисоглебского сложилось множество удивительных легенд и ритуалов. Попробуем рассказать о самой большой иконе России с точки зрения современной науки
31.10.2025
Христос с «небес»
5
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
6
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
Совместный проект Фонда культуры «Екатерина» и фонда «Прометей» знакомит публику с творчеством нонконформистов 1960–1970-х годов, которых объединял интерес к жизни и смерти, к трансцендентному и иррациональному
28.10.2025
«Разум и чувства»: русские художники на метафизическом распутье
7
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+