18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Футуристов Джанни Маттиоли передадут миланскому Музею «Новеченто»

№97
Материал из газеты

Картины из самого значимого в мире частного собрания итальянских футуристов, не доставшиеся Пинакотеке Брера, до середины января можно видеть в Москве, в ГМИИ им. Пушкина. Потом как минимум пять лет их будет показывать Музей «Новеченто»

Музей «Новеченто» обошел Пинакотеку Брера, заполучив самое значимое в мире частное собрание итальянских футуристов. Оба музея находятся в Милане, в 15 минутах ходьбы друг от друга, причем пинакотека даже крупнее. Коллекция Джанни Маттиоли, оцениваемая в €143 млн, включает 26 работ таких художников, как Джакомо Балла, Умберто Боччони, Фортунато Деперо, Карло Карра, Амедео Модильяни и Джорджо Моранди. Вместе с 35 произведениями футуристов из Музея «Новеченто» она составит, по мнению экспертов, не имеющее аналогов собрание, посвященное этому художественному направлению.

Коллекция, собранная торговцем хлопком Джанни Маттиоли в первое десятилетие после Второй мировой войны и включающая такие знаковые работы, как версия картины Баллы «Меркурий, проходящий перед Солнцем» (1914), была объявлена итальянскими властями «неделимой и уникальной» в 1973 году. С 1997 по 2015 год она выставлялась в Музее Пегги Гуггенхайм в Венеции, недавно побывала на выставке в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, а сейчас гостит в ГМИИ. Судя по договоренности, о которой было объявлено в сентябре, коллекция достанется миланскому Музею «Новеченто» в безвозмездное пользование на пять лет, начиная с весны следующего года.

Итальянские СМИ представили эту новость как тяжелый удар для государственной Пинакотеки Брера. Ее палаццо Читтерио — здание XVIII века, приобретенное в 1972 году для произведений искусства, созданных в ХХ столетии, — уже давно рассматривалось как новый дом для коллекции Маттиоли. Газета Corriere della Sera еще в 1975 году предположила, что эти картины будут храниться именно там. В 2017-м пинакотека объявила официально, что работы будут выставлены в палаццо Читтерио, который должен был открыться в 2018 году.

Однако постоянные задержки в конечном итоге разрушили эти планы. После того как в 2018-м после многочисленных проволочек наконец была завершена реконструкция дворца стоимостью €23 млн, директор музея Джеймс Брэдберн предложил внести ряд изменений. Альберто Бонизоли, занимавший в то время пост министра культуры, принял его предложения, но вскоре, после смены правительства, ушел в отставку. Брэдберн был вынужден повторно представить свои планы, которые были окончательно утверждены лишь в январе 2021 года. Теперь открытие Читтерио запланировано на 2022-й.

Между тем в июне 2021-го начались переговоры между Джакомо Росси, внуком Маттиоли, нынешним владельцем коллекции, и Музеем «Новеченто», как рассказала его директор Анна Мария Монтальдо. По поводу этих планов она консультировалась с Брэдберном. По ее словам, они «поговорили по душам и с глубоким уважением». «Брэдберн понимает, что не сможет обеспечить коллекции Маттиоли сохранность к концу своего директорского срока», — уточнила она.

Коллекция, по мнению Монтальдо, «безусловно, сделает Музей „Новеченто“ главным в мире центром футуристического искусства». На вопрос, может ли пятилетний договор быть продлен на неопределенный срок, она ответила: «Милан — это колыбель футуризма. Будущее коллекции решит Провидение, но владелец всегда открыт для переговоров».

После реорганизации Музей «Новеченто» вновь открылся 1 октября. Работы из коллекции Джанни Маттиоли разбавят произведениями из постоянной экспозиции, а выставочное пространство станет больше. Планируется, что в 2026 году после реставрации откроется башня во дворце Аренгарио, где расположен музей, что позволит еще более расширить его собрание. 

Самое читаемое:
1
Умер Борис Юхананов
На 68-м году жизни скончался Борис Юхананов, режиссер и художественный руководитель буквально только что отметившего десятилетие Электротеатра «Станиславский», с которым сотрудничало наше издание
05.08.2025
Умер Борис Юхананов
2
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
По сравнению с 2014 годом, когда список был составлен The Art Newspaper Russia впервые, многое поменялось, но есть вещи незыблемые: рынок предпочитает традиционные жанры и мастеров, доказавших свою значимость долгой и успешной карьерой
21.08.2025
Топ-50. Самые дорогие ныне живущие художники России
3
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
Семиметровое «Древо жизни», демонтированное во время разборки моста «Багратион» в Москва-Сити, планируют установить на территории МГТУ им. Н.Э.Баумана
01.08.2025
Скульптура Эрнста Неизвестного нашлась в Бауманке
4
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
Что, как и почему здесь было построено в позднесоветское время, описывает увлекательный справочник-путеводитель, изданный московским музеем «Гараж». Авторы в своем гиде говорят даже о том, что не сохранилось до наших дней
01.08.2025
Ташкент — город штучный: архитектурный модернизм на руинах
5
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
Исследователь и коллекционер народного костюма и русского текстиля объяснил нам, зачем старается ограничивать свое собрание и в чем главная проблема музейного показа
29.07.2025
Андрей Боровский: «Коллекция костюмов всегда интрига, а ее экспонирование — это всегда бал»
6
Живопись достигла своего пика?
В эпоху цифровых технологий живопись может показаться старомодной, но ее популярность у художников, искусствоведов и коллекционеров остается неизменной
29.07.2025
Живопись достигла своего пика?
7
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Первая полная биография выдающегося архитектора, написанная американцем Николасом Фоксом Вебером, издана на русском языке. Наследию Ле Корбюзье были посвящены сотни научных трудов, но максимально подробного жизнеописания до сих пор не было
15.08.2025
Жизнь Ле Корбюзье: как уместить светлое будущее в коробку высотой 220 см
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+